ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
исследовательские институты, в том числе действующие поныне Физико-химический, Физико-технический
(имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ). По тем же соображениям продолжили
свои исследования многие крупные специалисты: Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский. А.Н. Бах.
И.М. Губкин. Н.И. Вавилов, Ф.А. Цандер, А.
Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др.
После окончания гражданской войны в Москве открылись институты органической химии, геофизики,
Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина. Проводились исследования по проблемам
микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н.
Флеров и др.). Работы К.Э. Циолковского
в области ракетной техники стали научной основой для создания
первых ракет. В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР,
научно-исследовательские институты.
Однако идеологический пресс тоталитаризма давил даже на естественные науки. Генетика была
объявлена «идеалистической, недиалектической» дисциплиной и на этом основании «лженаукой». Были
разгромлены научные учреждения, занимавшиеся
генетикой, многие ведущие учёные были репрессированы.
Сохранились документы, доказывающие, что то же самое собирались проделать с физикой, но тут взяли верх
практические соображения: физики разрабатывали атомное и ядерное оружие. Разгром физики в СССР не
состоялся. Долгое время была «под подозрением» как «буржуазная лженаука» кибернетика.
Те же соображения — военная направленность — обеспечили после
войны приоритетное
финансирование ракетно-космических исследований, и именно СССР 4 октября 1957 г. запустил первый в мире
искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым облетел вокруг Земли на космическом
корабле «Восток».
Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что получил Нобелевскую премию.
Нобелевской премии были удостоены за
открытие лазеров А.М. Прохоров и Н.Г. Басов. Нобелевскими
лауреатами стали также физики П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, П.Л. Капица, физико-химик Н.Н.
Семенов.
В философской культуре была выхолощена сама суть философского поиска. В 1922 году лучшие
русские философы по личному указанию Ленина были
насильственно высланы из России. Марксизм-ленинизм
был объявлен «единственно верным учением», и главная задача философии в СССР свелась к разъяснению и
доведению этого до сознания каждого советского человека. Все другие школы и направления можно было
только критиковать. Была запрещена публикация работ многих западных и русских философов. Творчески
мыслящие философы вынуждены были
уходить в историю философии, в разработку отдельных частных
вопросов, не связанных явно с идеологией марксизма, например, в изучение философских аспектов
естественных наук, логики. Преподавание философии выродилось в зубрёжку марксистско-ленинских дгматов.
Художественная культура в советское время также испытала давление большевистского
тоталитаризма. Оно основывалось на так называемом «классовом подходе», когда всё
положительное могло
исходить только от рабочего класса. Все культурные достижения, полученные другими классами, считались по
меньшей мере подозрительными, чаще (и как правило) враждебными и неприемлемыми. Игравшие в первые
десятилетия советской власти ведущую роль в искусстве организации «Пролеткульт» и РАПП
(«Революционная ассоциация пролетарских писателей») были настолько агрессивны, применяя этот подход,
что
предлагали уничтожить все произведения искусства, созданные до 1917 года, как идейно неприемлемые.
Предлагалось даже создать «пролетарскую науку», отбросить все достижения физики, математики и т.п. как
«буржуазные» и потому ошибочные. При этом создавать новую культуру могли только представители рабочего
класса.
С такими перегибами не могли согласиться даже большевики, и в 30-е
годы «Пролеткульт» и РАПП
были упразднены. Контроль над искусством стал осуществляться иначе: под жёстким надзором партийного
аппарата и государства были созданы так называемые творческие союзы — Союз советских писателей, Союз
советских художников, Союз советских композиторов, Союз советских архитекторов и т.п.
Выставлять картины и скульптуры, представлять публике свои сочинения можно было главным
образом через эти союзы, и профессиональные занятия искусством были возможны только для членов этих
союзов. Писателей, в текстах которых можно было заподозрить сомнения в истинности марксизма и классового
подхода, тем более — критику советского строя, подвергали травле (А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак,
И. Бродский, А. Солженицын и др.), физически уничтожали (
Д. Хармс, Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам
и др.). Единственно соответствовавшим классовому партийному подходу был официально объявлен
«социалистический реализм» — стиль, придуманный в СССР как некое развитие реализма. Художники,
пытавшиеся работать в экспериментальных направлениях, шельмовались и не выставлялись. В 1974 году
московские живописцы устроили показ своих картин, не принятых на официальные
выставки, в одном из
московских лесопарков (Битцевском). Зрителей разогнала милиция, а картины были раздавлены специально
привезёнными бульдозерами. Публичным гонениям подвергались композиторы, позволявшие себе применять
современные приёмы музыкального творчества: Шостакович, Губайдуллина, Шнитке и др. Искусство должно
было внушать народу оптимизм, поднимать трудовой энтузиазм, создавать эйфорию. Композиторам было
запрещено сочинять симфонии в
миноре, по радио (позднее и по телевидению) регулярно исполнялись песни о
любви к партии, к её вождям, о постоянной готовности каждого советского человека без раздумий отдать свою
жизнь за дело партии.
Однако и в этих условиях создавалась рядом с официальной настоящая литература, в живописи
продолжались традиции передвижников, работали талантливые музыканты, скульпторы
, архитекторы. Во всём
мире признана театральная школа Московского художественного театра, основанная на системе
Станиславского. М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын получили Нобелевские премии по литературе.
исследовательские институты, в том числе действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ). По тем же соображениям продолжили свои исследования многие крупные специалисты: Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский. А.Н. Бах. И.М. Губкин. Н.И. Вавилов, Ф.А. Цандер, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. После окончания гражданской войны в Москве открылись институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых ракет. В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Однако идеологический пресс тоталитаризма давил даже на естественные науки. Генетика была объявлена «идеалистической, недиалектической» дисциплиной и на этом основании «лженаукой». Были разгромлены научные учреждения, занимавшиеся генетикой, многие ведущие учёные были репрессированы. Сохранились документы, доказывающие, что то же самое собирались проделать с физикой, но тут взяли верх практические соображения: физики разрабатывали атомное и ядерное оружие. Разгром физики в СССР не состоялся. Долгое время была «под подозрением» как «буржуазная лженаука» кибернетика. Те же соображения военная направленность обеспечили после войны приоритетное финансирование ракетно-космических исследований, и именно СССР 4 октября 1957 г. запустил первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что получил Нобелевскую премию. Нобелевской премии были удостоены за открытие лазеров А.М. Прохоров и Н.Г. Басов. Нобелевскими лауреатами стали также физики П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, П.Л. Капица, физико-химик Н.Н. Семенов. В философской культуре была выхолощена сама суть философского поиска. В 1922 году лучшие русские философы по личному указанию Ленина были насильственно высланы из России. Марксизм-ленинизм был объявлен «единственно верным учением», и главная задача философии в СССР свелась к разъяснению и доведению этого до сознания каждого советского человека. Все другие школы и направления можно было только критиковать. Была запрещена публикация работ многих западных и русских философов. Творчески мыслящие философы вынуждены были уходить в историю философии, в разработку отдельных частных вопросов, не связанных явно с идеологией марксизма, например, в изучение философских аспектов естественных наук, логики. Преподавание философии выродилось в зубрёжку марксистско-ленинских дгматов. Художественная культура в советское время также испытала давление большевистского тоталитаризма. Оно основывалось на так называемом «классовом подходе», когда всё положительное могло исходить только от рабочего класса. Все культурные достижения, полученные другими классами, считались по меньшей мере подозрительными, чаще (и как правило) враждебными и неприемлемыми. Игравшие в первые десятилетия советской власти ведущую роль в искусстве организации «Пролеткульт» и РАПП («Революционная ассоциация пролетарских писателей») были настолько агрессивны, применяя этот подход, что предлагали уничтожить все произведения искусства, созданные до 1917 года, как идейно неприемлемые. Предлагалось даже создать «пролетарскую науку», отбросить все достижения физики, математики и т.п. как «буржуазные» и потому ошибочные. При этом создавать новую культуру могли только представители рабочего класса. С такими перегибами не могли согласиться даже большевики, и в 30-е годы «Пролеткульт» и РАПП были упразднены. Контроль над искусством стал осуществляться иначе: под жёстким надзором партийного аппарата и государства были созданы так называемые творческие союзы Союз советских писателей, Союз советских художников, Союз советских композиторов, Союз советских архитекторов и т.п. Выставлять картины и скульптуры, представлять публике свои сочинения можно было главным образом через эти союзы, и профессиональные занятия искусством были возможны только для членов этих союзов. Писателей, в текстах которых можно было заподозрить сомнения в истинности марксизма и классового подхода, тем более критику советского строя, подвергали травле (А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, И. Бродский, А. Солженицын и др.), физически уничтожали (Д. Хармс, Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам и др.). Единственно соответствовавшим классовому партийному подходу был официально объявлен «социалистический реализм» стиль, придуманный в СССР как некое развитие реализма. Художники, пытавшиеся работать в экспериментальных направлениях, шельмовались и не выставлялись. В 1974 году московские живописцы устроили показ своих картин, не принятых на официальные выставки, в одном из московских лесопарков (Битцевском). Зрителей разогнала милиция, а картины были раздавлены специально привезёнными бульдозерами. Публичным гонениям подвергались композиторы, позволявшие себе применять современные приёмы музыкального творчества: Шостакович, Губайдуллина, Шнитке и др. Искусство должно было внушать народу оптимизм, поднимать трудовой энтузиазм, создавать эйфорию. Композиторам было запрещено сочинять симфонии в миноре, по радио (позднее и по телевидению) регулярно исполнялись песни о любви к партии, к её вождям, о постоянной готовности каждого советского человека без раздумий отдать свою жизнь за дело партии. Однако и в этих условиях создавалась рядом с официальной настоящая литература, в живописи продолжались традиции передвижников, работали талантливые музыканты, скульпторы, архитекторы. Во всём мире признана театральная школа Московского художественного театра, основанная на системе Станиславского. М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын получили Нобелевские премии по литературе.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- …
- следующая ›
- последняя »