Культурология. Лалетин Д.А. - 137 стр.

UptoLike

Составители: 

Широко известны были имена А. Толстого, М. Исаковского, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова, кинорежиссёров
С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, Г. Александрова и др. Создавали замечательные мелодичные
лирические песни И. Дунаевский, М. Блантер, В. Соловьёв-Седой, Н. Богословский, М. Фрадкин и многие
другие талантливые композиторы.
60-70-е годы ХХ века в политической и художественной культуре СССР часто
называют временем «оттепели». Писатели В. Шукшин, Ю. Трифонов, В. Распутин, Ч.
Айтматов, драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин, автор и исполнитель собственных
песен В. Высоцкий и его старший коллега А. Галич через эпизоды обычного быта вскрывали
реальные проблемы жизни в СССР. Писатели и режиссеры, лично прошедшие войну,
написали правдивые романы и сняли честные фильмы о Великой Отечественной войне.
Книги В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, В. Кондратьева, кинофильмы Г. Чухрая, С.
Ростоцкого, П. Тодоровского показали человека на войне совсем не так, как это
предписывалось официальными партийными документами. Большое развитие поучило
движение так называемой «авторской песни», где создавались и исполнялись песни, далёкие
от официоза и партийной идеологии, человечные и по-настоящему лиричные. У истоков
стояли Б. Окуджава, А. Городницкий, Ю. Визбор; всенародной известности и любви добился
В. Высоцкий. Позднее эти традиции удачно применил к популярной музыке А. Макаревич.
В хозяйственной
культуре благодаря административному контролю центра
гигантские изменения произошли, по историческим меркам, невероятно быстро.
Было ликвидировано крестьянство как класс, сельскохозяйственное производство
перешло в так называемые «колхозы» — «коллективные хозяйства», где работники
оказались по существу на положении крепостных, а оплата их труда никак не была связана с
затраченными усилиями. Традиционная сельская культура России была
полностью
разрушена.
Резко увеличивались или создавались заново целые отрасли производства:
металлургия, автомобилестроение, тракторостроенние, станкостроение, авиастроение,
электропромышленность и т.д. за счёт безудержной эксплуатации села. Для ускорения
процесса сталинское руководство закупало за рубежом целые заводы вместе с
документацией. Так, был куплен у фирмы «Форд» и построен в Горьком (Нижнем
Новгороде) автозавод, у фирмы «Катерпиллер» куплен и построен в Сталинграде (бывший
Царицын, ныне Волгоград) тракторный завод. Строились гигантские электростанции
(ДнепроГЭС), металлургические комбинаты (Магнитогорский, Кузнецкий и др.).
Безусловным приоритетом пользовались направления, которые работали на
производство вооружений.
Для ускорения индустриализации была развёрнута массированная обработка сознания
населения СССР, имевшая целью приучить народ к неизбежности войны. Общество
военизировалось, на этой основе ужесточались требования к дисциплине труда и вообще к
повиновению власти партии. Подготовка к предстоящей вскоре войне стала одной из
главных опор советского режима, оправдывавшей любую жестокость и беззаконие, любые
нарушения прав человека, любые издержки хозяйствования.
Экономика СССР была практически полностью изолирована от мировой системы, что
позволило руководству партии оплачивать труд рабочих и специалистов по крайне низким
ставкам. По этой причине были административным путём установлены и цены на товары
повседневного потребления, никак не соответствовавшие реальным. По-видимому,
единственными плюсами такой системы были стабильная система социальных гарантий и
доступность дальних поездок для большинства работавших.
В целом культура советского периода отличается крайней противоречивостью. В политической,
правовой, хозяйственной сферах большевистский строй во многом отбросил её на несколько веков назад, чуть
ли не в Средние века (крепостной строй в деревне). Однако потенциал народа, его духовные силы, опыт
культурных традиций предшествующего развития продолжали существовать и в условиях советского
тоталитаризма
, что определило немалые достижения советской культуры в научной и художественной сферах,
в создании военной и аэрокосмической техники, в системе народного образования.
После Великой Отечественной войны в хозяйственной культуре, в производстве и в экономике стали
нарастать проблемы, порождённые отсутствием рыночных отношений, централизованным «плановым»
руководством. Советская хозяйственная культура оказалась совершенно невосприимчивой к
нововведениям, к
модернизации производства, восприятию новых технологий, в ней постоянно нарастали застойные явления,
включая тщательно скрываемую руководством КПСС инфляцию. Неподъёмным грузом стало производство
Широко известны были имена А. Толстого, М. Исаковского, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова, кинорежиссёров
С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, Г. Александрова и др. Создавали замечательные мелодичные
лирические песни И. Дунаевский, М. Блантер, В. Соловьёв-Седой, Н. Богословский, М. Фрадкин и многие
другие талантливые композиторы.
      60-70-е годы ХХ века в политической и художественной культуре СССР часто
называют временем «оттепели». Писатели В. Шукшин, Ю. Трифонов, В. Распутин, Ч.
Айтматов, драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин, автор и исполнитель собственных
песен В. Высоцкий и его старший коллега А. Галич через эпизоды обычного быта вскрывали
реальные проблемы жизни в СССР. Писатели и режиссеры, лично прошедшие войну,
написали правдивые романы и сняли честные фильмы о Великой Отечественной войне.
Книги В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, В. Кондратьева, кинофильмы Г. Чухрая, С.
Ростоцкого, П. Тодоровского показали человека на войне совсем не так, как это
предписывалось официальными партийными документами. Большое развитие поучило
движение так называемой «авторской песни», где создавались и исполнялись песни, далёкие
от официоза и партийной идеологии, человечные и по-настоящему лиричные. У истоков
стояли Б. Окуджава, А. Городницкий, Ю. Визбор; всенародной известности и любви добился
В. Высоцкий. Позднее эти традиции удачно применил к популярной музыке А. Макаревич.
       В хозяйственной культуре благодаря административному контролю центра
гигантские изменения произошли, по историческим меркам, невероятно быстро.
       Было ликвидировано крестьянство как класс, сельскохозяйственное производство
перешло в так называемые «колхозы» — «коллективные хозяйства», где работники
оказались по существу на положении крепостных, а оплата их труда никак не была связана с
затраченными усилиями. Традиционная сельская культура России была полностью
разрушена.
       Резко увеличивались или создавались заново целые отрасли производства:
металлургия, автомобилестроение, тракторостроенние, станкостроение, авиастроение,
электропромышленность и т.д. за счёт безудержной эксплуатации села. Для ускорения
процесса сталинское руководство закупало за рубежом целые заводы вместе с
документацией. Так, был куплен у фирмы «Форд» и построен в Горьком (Нижнем
Новгороде) автозавод, у фирмы «Катерпиллер» куплен и построен в Сталинграде (бывший
Царицын, ныне Волгоград) тракторный завод. Строились гигантские электростанции
(ДнепроГЭС), металлургические комбинаты (Магнитогорский, Кузнецкий и др.).
       Безусловным приоритетом пользовались направления, которые работали на
производство вооружений.
       Для ускорения индустриализации была развёрнута массированная обработка сознания
населения СССР, имевшая целью приучить народ к неизбежности войны. Общество
военизировалось, на этой основе ужесточались требования к дисциплине труда и вообще к
повиновению власти партии. Подготовка к предстоящей вскоре войне стала одной из
главных опор советского режима, оправдывавшей любую жестокость и беззаконие, любые
нарушения прав человека, любые издержки хозяйствования.
       Экономика СССР была практически полностью изолирована от мировой системы, что
позволило руководству партии оплачивать труд рабочих и специалистов по крайне низким
ставкам. По этой причине были административным путём установлены и цены на товары
повседневного потребления, никак не соответствовавшие реальным. По-видимому,
единственными плюсами такой системы были стабильная система социальных гарантий и
доступность дальних поездок для большинства работавших.
        В целом культура советского периода отличается крайней противоречивостью. В политической,
правовой, хозяйственной сферах большевистский строй во многом отбросил её на несколько веков назад, чуть
ли не в Средние века (крепостной строй в деревне). Однако потенциал народа, его духовные силы, опыт
культурных традиций предшествующего развития продолжали существовать и в условиях советского
тоталитаризма, что определило немалые достижения советской культуры в научной и художественной сферах,
в создании военной и аэрокосмической техники, в системе народного образования.
        После Великой Отечественной войны в хозяйственной культуре, в производстве и в экономике стали
нарастать проблемы, порождённые отсутствием рыночных отношений, централизованным «плановым»
руководством. Советская хозяйственная культура оказалась совершенно невосприимчивой к нововведениям, к
модернизации производства, восприятию новых технологий, в ней постоянно нарастали застойные явления,
включая тщательно скрываемую руководством КПСС инфляцию. Неподъёмным грузом стало производство