Теория архитектурной композиции. Леденева Г.Л. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ВВЕДЕНИЕ
Предмет, задачи, значение курса.
Дисциплина "Архитектурная композиция" в системе архитектурного образования.
Актуальность изучения композиционных проблем в современной ситуации
Цель курса: сформировать систематизированное представление о композиционной проблематике в целом; оснастить
учебный проектный процесс теоретическим композиционным знанием и практическим композиционным опытом масте-
ров прошлого и современности; привить навыки композиционного анализа.
Задача курса: развить композиционное мышление: подвести студента к пониманию логики построения архитектур-
ной формы, раскрыть выразительные возможности композиционной техники, приемов.
Место курса в профессиональной подготовке архитектора: освоение композиционного опыта методически оправ-
дано и практически реально только на старших курсах. История наполнена композиционной проблематикой и образцами
профессионального мастерства, но и то, и другое, как правило, остается невостребованным багажом. Это объясняется не
только ознакомительным характером курсов истории, но и тем, что на втором и третьем году обучения студент еще не
готов к диалогу с мастером.
Чтобы зачерпнуть композиционный пласт, необходим иной подход, ракурс рассмотренияне история архитектуры,
а архитектура в истории. Поэтому механически расширять курс истории для того, чтобы углубиться в композиционную
проблематику, нет необходимости. Методически правильнее и продуктивнее начинать с разбора композиций, дать сту-
денту возможность самому заметить присутствие закономерностей.
Развивая композиционное мышление на фактических примерах мастерского решения конкретных задач, можно на-
деяться, что студент сам научится видеть слабые и сильные стороны академической теории, приобщится к сложной ком-
позиционной проблематике, научится искать, видеть и ценить логику построения художественной формы.
Содержание курса: курс "Архитектурная композиция" складывается из лекционных и практических занятий. В лек-
ционном материале рассматриваются вопросы, связанные с проблемами композиции, выявления логики построения ар-
хитектурной формы (ознакомление с основными композиционными понятиями, способами изображения и методикой
анализа, историей изучения композиции, типами композиционного мышления и этапами его эволюции). Параллельно
проводятся практические занятия по композиционному анализу. На практических занятиях, в ходе последовательно ус-
ложняющихся заданий по анализу архитектурных объектов появляется возможность проникнуть в "профессиональную
кухню" мастера, практически убедиться в реальности композиционных задач и целенаправленности приемов их решения,
"проверить" собственноручно композиционную технику. Помимо работ по анализу предполагается выполнить серию
целевых композиционных клаузур и упражнений, развивающих остроту восприятия композиции, воспитывающих навы-
ки лаконичного и точного выражения в графической форме композиционной идеи (выбор композиционной темы, нахож-
дение выразительного приема, поиск детали и т.д.). Таким образом накапливается методический и теоретический багаж
для последующей самостоятельной творческой работы. Предусматриваются также задания на поиск композиционных
параллелей и аналогий в архитектуре, живописи, музыке, скульптуре, театре [21].