Актуальные проблемы современной русской литературы: Постмодернизм. Лихина Н.Е. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

3
ВВЕДЕНИЕ
Искусство, по Юнгу, «интуитивно постигает перемены в коллективном бес-
сознательном». Сегодня стал очевидно неизбежным такой тектонический сдвиг,
который вызывает смену парадигм, а значит, наборов ценностей, типов созна-
ния, мировоззренческой стратегии и метафизических установок
1
.
В XX веке происходит усложнение искусства, возникает особая его форма,
которая начинает мыслить себя как вторую реальность, «конкурирует с действи-
тельностью» (Л.Арагон).
Целью литературы становится не копирование жизни, а моделирование мира
по своему образу и подобию, создание принципиально новой модели литерату-
ры.
Основной принцип такой литературы - разрушение жизнеподобия, размыва-
ние,
разрушение видовых и жанровых границ, синкретизм методов, обрыв при-
чинно-следственных связей, нарушение логики - «ничто не причина, никакой
закон не царит» (Ф. Ницше).
Эстетическая система нового искусства строится на активном использовании
форм художественной условности, гиперболизации, трансформации метафор,
системе аллегорий, игре контрастов, форм абсурда, гротеска, фантастики, ус-
ложнении философско-образного ряда. Активно
включаются механизмы игры,
причем игровая стихия проявляется на всех уровнях: игра со смыслом, сюжетом,
идеями, аксиологическими категориями.
Меняются и функции литературы: познавательная, коммуникативная, воспи-
тательная, нравственно-этическая, эстетическая. Традиционно искусство было
призвано расширять представления о мире и человеке, позитивно воздейство-
вать на человеческую природу, способствовать изменению мира и личности в
лучшую сторону, облагораживать душу, развивать эстетическое чувство.
Искусство нового времени утрачивает эти способности познания и измене-
ния жизни, оно становится особым игровым способом существования художни-
ка.
«В новой прозе - после Хиросимы, после самообслуживания в Освенциме и
Серпантинной дороги на Колыме, Секирной горки на Соловках - все дидактиче-
ское отвергается. Искусство лишено
права на проповедь. Никто никого учить не
может, не имеет права учить». Смысл этого высказывания Шаламова достаточно
ясен: если высочайший духовный опыт мировой литературы и великой русской
литературы не остановил процесс разобщения людей, одичания человека и не
преодолел инстинкта взаимоуничтожения, не остановил реки крови - зачем нуж-
ны вообще литература, искусство? Поэтому
закономерно появление художников
слова, намеренно отказывающихся быть «орудием» духовного обеспечения че-
ловечества. Кредо современного художника: «Живите не как должно, а как хо-
тите, если как должно не получилось» (Т. Толстая).
1
См.: Генис А. Вавилонская башня. М.: Независимая газета, 1997. С. 97.
                                     ВВЕДЕНИЕ

    Искусство, по Юнгу, «интуитивно постигает перемены в коллективном бес-
сознательном». Сегодня стал очевидно неизбежным такой тектонический сдвиг,
который вызывает смену парадигм, а значит, наборов ценностей, типов созна-
ния, мировоззренческой стратегии и метафизических установок1.
    В XX веке происходит усложнение искусства, возникает особая его форма,
которая начинает мыслить себя как вторую реальность, «конкурирует с действи-
тельностью» (Л.Арагон).
    Целью литературы становится не копирование жизни, а моделирование мира
по своему образу и подобию, создание принципиально новой модели литерату-
ры.
    Основной принцип такой литературы - разрушение жизнеподобия, размыва-
ние, разрушение видовых и жанровых границ, синкретизм методов, обрыв при-
чинно-следственных связей, нарушение логики - «ничто не причина, никакой
закон не царит» (Ф. Ницше).
    Эстетическая система нового искусства строится на активном использовании
форм художественной условности, гиперболизации, трансформации метафор,
системе аллегорий, игре контрастов, форм абсурда, гротеска, фантастики, ус-
ложнении философско-образного ряда. Активно включаются механизмы игры,
причем игровая стихия проявляется на всех уровнях: игра со смыслом, сюжетом,
идеями, аксиологическими категориями.
    Меняются и функции литературы: познавательная, коммуникативная, воспи-
тательная, нравственно-этическая, эстетическая. Традиционно искусство было
призвано расширять представления о мире и человеке, позитивно воздейство-
вать на человеческую природу, способствовать изменению мира и личности в
лучшую сторону, облагораживать душу, развивать эстетическое чувство.
    Искусство нового времени утрачивает эти способности познания и измене-
ния жизни, оно становится особым игровым способом существования художни-
ка.
    «В новой прозе - после Хиросимы, после самообслуживания в Освенциме и
Серпантинной дороги на Колыме, Секирной горки на Соловках - все дидактиче-
ское отвергается. Искусство лишено права на проповедь. Никто никого учить не
может, не имеет права учить». Смысл этого высказывания Шаламова достаточно
ясен: если высочайший духовный опыт мировой литературы и великой русской
литературы не остановил процесс разобщения людей, одичания человека и не
преодолел инстинкта взаимоуничтожения, не остановил реки крови - зачем нуж-
ны вообще литература, искусство? Поэтому закономерно появление художников
слова, намеренно отказывающихся быть «орудием» духовного обеспечения че-
ловечества. Кредо современного художника: «Живите не как должно, а как хо-
тите, если как должно не получилось» (Т. Толстая).

   1
       См.: Генис А. Вавилонская башня. М.: Независимая газета, 1997. С. 97.
                                                                               3