Отечественная история. Учебное пособие. Лизогуб Г.В. - 55 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

55
Лекция 3. РОССИЯ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
(XVIII – НАЧАЛО XX вв.)
В истории западной цивилизации XVIII в. занимает особое место,
оно определяется завершением переходного периода к культуре и
системе общественных отношений Нового времени.
3.1. Понятие модернизации. Петровская модернизация: при-
чины, сущность, содержание
Процесс становления эпохи Нового времени в Западной Европе
характеризуется понятием цивилизационного сдвига, т. к. происходит
разрушение основ традиционной (аграрной) европейской цивилизации
и утверждение новой –либеральной (индустриальной). Этот сдвиг по-
лучил название модернизации. В основе ее инновационный характер
развития общественных процессов, когда человек, овладевая дости-
жениями науки и техники, активно культивирует их во всех сферах
жизни. Переход с эволюционного на инновационный вариант разви-
тия требовал особого духовного настроя в обществе, превращения
труда в одну из духовных ценностей культуры. В результате Рефор-
мации в Западной Европе утвердилась протестантская трудовая этика,
создавшая благоприятные условия для развития капитализма.
Модернизация охватила все сферы жизни общества. В экономике
шло утверждение рыночных отношений, постоянно совершенствова-
лось машинное производство (индустриализация). В политической
жизни Европы в рамках противостояния абсолютизма и сословно-
представительных органов закладывались основы парламентаризма и
разделения властей, менялось отношение к человеку-личности, ощу-
щающему себя гражданином. В социальной и духовной жизни проис-
ходили столь же значительные перемены: утверждались городской
образ жизни и светская культура, происходила индивидуализация и
рационализация сознания.
Философской основой модернизации выступил рационализм. Была
предпринята смелая попытка создать научную картину общества, вы-
явить законы общественного развития.
Идейной основой модернизации стала идеология Просвещения.
Это система историко-социологических взглядов на общество, в
основе которой лежит антифеодальная направленность политиче-
           Лекция 3. РОССИЯ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
                  (XVIII – НАЧАЛО XX вв.)


   В истории западной цивилизации XVIII в. занимает особое место,
оно определяется завершением переходного периода к культуре и
системе общественных отношений Нового времени.


   3.1. Понятие модернизации. Петровская модернизация: при-
чины, сущность, содержание


   Процесс становления эпохи Нового времени в Западной Европе
характеризуется понятием цивилизационного сдвига, т. к. происходит
разрушение основ традиционной (аграрной) европейской цивилизации
и утверждение новой –либеральной (индустриальной). Этот сдвиг по-
лучил название модернизации. В основе ее – инновационный характер
развития общественных процессов, когда человек, овладевая дости-
жениями науки и техники, активно культивирует их во всех сферах
жизни. Переход с эволюционного на инновационный вариант разви-
тия требовал особого духовного настроя в обществе, превращения
труда в одну из духовных ценностей культуры. В результате Рефор-
мации в Западной Европе утвердилась протестантская трудовая этика,
создавшая благоприятные условия для развития капитализма.
   Модернизация охватила все сферы жизни общества. В экономике
шло утверждение рыночных отношений, постоянно совершенствова-
лось машинное производство (индустриализация). В политической
жизни Европы в рамках противостояния абсолютизма и сословно-
представительных органов закладывались основы парламентаризма и
разделения властей, менялось отношение к человеку-личности, ощу-
щающему себя гражданином. В социальной и духовной жизни проис-
ходили столь же значительные перемены: утверждались городской
образ жизни и светская культура, происходила индивидуализация и
рационализация сознания.
   Философской основой модернизации выступил рационализм. Была
предпринята смелая попытка создать научную картину общества, вы-
явить законы общественного развития.
   Идейной основой модернизации стала идеология Просвещения.
Это система историко-социологических взглядов на общество, в
основе которой лежит антифеодальная направленность политиче-



                                                                55