Составители:
Рубрика:
«ценность» частной собственности как возможность для
собственника выявить свою свободу во внешнем мире.
Собственность, по его мнению, делает человека личностью.
Уравнительные идеи Платона и Руссо Гегель отвергает, хотя и
выступает против феодализма, причем как против крепостничества
— личной зависимости, так и против .феодальной собственности
на землю, предпочитая отдать ее тем, кто ее обрабатывает.
Сложность философских конструкций немецкого ученого
(например, в «Философии права» мы сталкиваемся с одной из
стадий саморазвития Абсолюта — идеального начала, создающего
природу и человека и проявляющегося в фазе «объективного
духа» в институтах, созданных человеческим обществом)
затрудняет восприятие его политических идей, для большинства
он — диалектик и объективный идеалист, учению которого
посвящены сотни критических работ. Однако Гегель уже
рассматривал генезис гражданского общества и государства в
развитии материальных отношений. Он боготворил государство,
благодаря которому происходило «снятие» классовых конфликтов,
в котором сливались личная свобода и внешний порядок. По его
мнению, это самое универсальное создание объективного духа,
при котором единство правового содержания и морального
убеждения достигало наивысшей формы, оно имеет абсолютную
ценность само по себе.
В теории Гегелю трудно что-либо противопоставить, но в
реальной жизни философ опускался до восхваления прусской
королевской бюрократии, видя в ней центр кристаллизации
будущего общегерманского государства. Сторонник постепенных
реформ сверху Гегель был противником революционных методов,
хотя и понимал значение народа и народных революций в истории.
Внешнеполитические взгляды философа, во многом реакционны,
хотя опять же отражают реалии того времени: раз вечный мир
невозможен, то не стоит тратить время на поиски гарантий
безопасности; войны даже укрепляют государство, не давая
вспыхнуть внутренним смутам; Германия — носительница
абсолютного права мирового духа, она выше в сравнении с
другими странами.
XIX век дал расцвет различным направлениям
социалистической мысли, из которых самыми мощными были
революционное, связанное с именами К. Маркса и Ф. Энгельса,
реформистское (Э. Бернштейн), анархистское (М. Штирнер, П. Ж.
Прудон, М. А. Бакунин). К. Маркс (1818—1883), Ф. Энгельс (1820—
1895) в целом ряде своих индивидуальных и .coвмecтныx работ:
«Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической. партии»,
«Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»,
«Крестьянская война во Франции», «Письмо к Иосифу
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »