Составители:
Рубрика:
Россия с однопалатным народным вече (народность могла бы
создать свое государство, если бы смогла его сохранить) против
федерации с соответствующей «верховной думой» из
представителей субъектов федерации; равенство всех граждан
перед законом при отказе от сословных привилегий и
имущественного ценза вместо высокого имущественного ценза
для избирателей и избираемых; военный переворот офицеров с
последующей диктатурой и реформами в течение 10—15 лет, и
лишь затем конституцией и выборами в противовес
безотлагательному учредительному собранию, конституции и
выборам. Интересна точка зрения Пестеля на землю — ее
следовало поделить на две части: общественную, которую мог
получить каждый «для пропитания» без права передачи или
заклада, и собственность казны и частных лиц «для изобилия»,
которую можно было покупать и владеть ею как своим достоянием.
В XIX веке русская философская и политическая мысль
представляет собой единство двух противоборствующих течений
— славянофильского и западнического (на наш взгляд, в
политической практике борьба этих направлений может
отсчитываться от реформ Петра и продолжаться по сегодняшний
день). Славянофилы опирались в разработке мировоззренческой
концепции на православное учение, идеализировали
национальный характер и политическое прошлое России,
настаивали на особом, в отличие от других народов, российском
пути, призывали оздоровить Запад духом православия и русских
общественных идеалов (в первую очередь, славян). Известными
славянофилами были писатели, философы И. В. Киреевский
(1806—1856), А. С. Хомяков (1804—1860), Ю. Ф. Самарин (1819—
1876), К. С. Аксаков (1817—1860) и др., которые, наряду со
взглядами, проповедовали старорусский быт, одежду, внешний
облик.
Западники считали, что Россия должна пройти путь
европейской цивилизации, при котором православие, если и не
будет помехой, то вряд ли может играть позитивную роль;
выдвигали в качестве целей либо политическую свободу, либо
социализм, часто в специфически русской форме — через
крестьянскую общину или при ее содействии. Характерным для
западников был критицизм в отношении современного им
российского общества.
Кружок «западников» был основан в 1831 г. студентом
Московского университета Н. В. Станкевичем (1813— 1840). В него
входили разные по происхождению и убеждениям люди, иногда
случайные, но которых объединял общий интерес к европейской
культуре: философии, литературе, музыке — среди них Бакунин,
Белинский, Боткин, Грановский, Кавелин, Катков, Кольцов,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »