Политология. Лопушанский И.Н. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

§ 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ
Затруднительно начинать обзор политической мысли России,
поскольку точек отсчета может быть выбрано несколько: либо это
XVIII век, когда в истории политической философии России
появляются первые достаточно крупные фигуры сторонников
абсолютизма: Феофана Прокоповича, В. Н. Татищева, И. Т.
Посошкова - и его противников: М. М. Щербатова, стоявшего на
защите древних дворянских сословных привилегий, С. Е.
Десницкого, Я. П. Козельского, В. Ф. Малиновскогороссийских
просветителей, немало
заимствовавших от просветителей французских; либо это более
ранние периоды российской политической культуры, которую в
целом можно охарактеризовать как следовавшую за деяниями
политиковпервоначально это летописи, церковные хронографы,
редкие записанные фольклорные произведения, а после
освобождения от татаро-монголов в конце XV века и становления
Московского государствадокументы царского двора и
патриарха, свидетельства современников-иностранцев.
Собственно, подобная «безымянность» политических идей
вовсе не специфически русская черта, то же явление характерно
для феодальной Европы, когда- в окружении монарха или
церковного патриарха политическая идея зарождалась, а затем в
зависимости от ее удачного или неудачного воплощения
становилась явлением истории и, тогда уже получала свое место в
записываемых «хрониках», «деяниях» и т.п.
До нашествия татаро-монголов ключевыми политическими
идеями (проблемами) были во внутренней жизниформирование
единого государства, противостояние элементов властных
структур: князя, бояр, народного вече с перевесом одного из них,
борьба холопов и феодалов, а во внешней политике
независимость от Византии. Приход кочевников сделал
доминантой политической жизни, естественно. отношения с Ордой;
усиление европейской католической экспансии на славянские
земли в связи с неудачами в ближневосточных крестовых походах
вызывало необходимость защиты от нее; двойная угроза с востока
и запада наряду с внутренними причинами заставляла думать о
единении княжеств вокруг какого-либо центра. Победа над Ордой
это и результат такого единения и фактор, способствовавший
централизации вокруг Москвы. Подъем, вызванный этим
событием, совпал по времени с крушением Царьграда-
Константинополя, подталкивая к новой идее — «третьего Рима» в
Москве. Начинается движение на восток, кристаллизуется
долговременная внешнеполитическая цель выхода к морям на юге