Политология. Лопушанский И.Н. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

деятельность, содействующая приведению системы в
оптимальное состояние, поддержанию или повышению уровня ее
организованности. Различные политологические школы и
мыслители прошлого выделяли (а иногда и абсолютизировали) в
определении власти директивную, функциональную,
созидательную черты, либо рассматривали их в том или ином
сочетании.
Исходя из определений власти, можно сказать, что политика,
представляющая собой процесс движения к власти, участия в ней,
взаимоотношений, связанных с властью, должна иметь
соответствующие черты. В глаза бросается, в первую очередь,
такая черта политики, как использование власти для контроля над
обществом и получения благборьба за власть видится как
борьба за привилегии меньшинства над большинством. Однако
прямо выдвинуть личные или групповые цели сегодня не решится
ни один политик. Обычно декларируется другая цельзабота о
порядке и справедливости, помогающая объединить членов
общества (не всех, конечно, так как представления о порядке и
справедливости различаются и иногда поляризуют общество).
Ценой поддержки со стороны большинства общества для политика
становится сознательная (в рамках первоначальной программы-
обещания) или вынужденная (под давлением реальности, в том
числе контроля со стороны общества) реализация общественных
целей. Иначе сиюминутный успех в политике грозит обернуться
полным провалом и отсутствием перспективы. Серьезным
вопросом, постоянно открытым, остается вопрос о соотношении
морали и политикипод него подпадают и соответствие личных,
групповых (партийных) и общественных целей, которые предстоит
осуществить политику, и определение особой технологии властных
отношений, то есть выбор средств осуществления политики (в
этом, как и в способности убеждать, заключается политическое
искусство), которые далеко не всегда оправдываются ее целями.
Власть, в сущности, подразумевает наличие господства и
подчинения, поэтому вопрос о ее происхождении связывается с
процессом зарождения социального неравенства, протекавшим (а
в некоторых районах Африки, Океании протекающим) на фоне
объективной естественноисторической эволюции и субъективных
попыток людей сознательно управлять. По мнению Ф. Энгельса,
основывавшегося на исследованиях Л. Моргана и чьи взгляды
были искажены в советский период, отношения господства и
подчинения возникали двояким путем. Первыйсосредоточение
в руках отдельных людей общих функций (разрешение споров,
наказание лиц, превышающих свои права, распределение
производственных функций, надзор за орошением, религиозные
функции и т. п.), необходимых для существования общества,