ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
61
Глава 3. НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЕ БРАКИ И ЭТНИЧЕСКОЕ
САМОСОЗНАНИЕ У СИБИРСКИХ ЛАТЫШЕЙ И ЭСТОНЦЕВ
3.1. Национально-смешанные браки, миграции и типы расселения у
сибирских латышей и эстонцев в 1935 г. – конце XX в.
Как следствием, так и условием активизации процессов этниче-
ской интеграции являются национально-смешанные браки. Велика их
роль в процессе сближения народов нашей страны.
Национально-смешанные браки в сибирских латышских и эстон-
ских семьях имеют давнюю традицию. В середине XIX в. население при-
балтийских колоний составляли в основном ссыльные, и в первые десяти-
летия они существовали почти без женщин. Так, например, в 1861–1864 гг.
в Минусинскую колонию прибыли 34 семейства, 405 холостых мужчин и
53 незамужние женщины. Такая демографическая структура способство-
вала национально-смешанным бракам, однако латыши и эстонцы стреми-
лись вступать в брак с единоверцами-лютеранами – немцами, финнами и
друг с другом. Иногда национально-смешанные браки приводили к час-
тичной ассимиляции латышами и эстонцами представителей других на-
циональностей.
Так, в Верхнем Суэтуке финны охотно женились на эстонках и пе-
реходили на эстонский язык. Аналогичная ситуация была в колонии
Рыжково в Западной Сибири, где брачные контакты эстонцев и финнов
имеют давнюю традицию.
Совершенно справедлив тезис исследователей, утверждавших, что
вплоть до конца 1930-х годов при выборе брачного партнера иной на-
циональности ведущую роль играл религиозный фактор. Так, католики-
латгальцы, достаточно редко вступая в брак с протестантами-латышами,
активно женились или выходили замуж за литовцев. Например, в колхозе
«Литовская победа» Венгеровского района Новосибирской области лат-
гальско-литовские браки фиксировались вплоть до 1970-х годов, пока
обе эти этнические группы не были полностью ассимилированы.
Однако в период добровольного крестьянского переселения, когда
во вновь образованных или заселенных колониях уже не было диспропор-
ции полов, брачные контакты выходцев из Прибалтики с представителями
62
других национальностей были минимальны. В деревнях со смешанным
населением каждая национальность имела свои улицу или конец. Напри-
мер, в деревне Ковалево Еланской волости Тюкалинского уезда Тоболь-
ской губернии эстонцы жили на Вируской Большой улице, латыши – на
Курнаской улице, а корлаки – на Корлацком конце. Соответственно было
разделено и деревенское кладбище
1
. В деревне Островская Енисейской
губернии, которая сложилась как латышско-эстонское поселение, основная
просьба эстонцев, высказанная в опросном листе, распространенном Все-
сибирским эстонским комитетом в 1918 г., – отделить их от латышей и
присоединить к соседней эстонской колонии «Тарвасту».
Существенным фактором, препятствовавшим распространению
национально-смешанных браков, была компактность расселения прибал-
тийских колонистов в Сибири. Так, например, в Мариинском уезде Том-
ской губернии вблизи друг от друга располагались 7 сел (всего в уезде
было 17 эстонских поселений), а к Омской колонии относилось 12 эс-
тонских сел
2
.
Большая географическая концентрация латышских поселений на-
блюдалась в Тарском округе Тобольской губернии, где преобладала ху-
торская система землевладения (приложение 3.1). Расстояние между ху-
торами не превышало 3–5 км, что сплачивало латышей и способствовало
однонациональным бракам. Кроме того, на Петровских, Верхне-
Бобровских и Егоровских хуторах латышское население преобладало
численно. Так, в 1928 г. в Петровском сельсовете из 89 хуторов на 82 жи-
ли латыши, что, несомненно, способствовало их обособлению
3
.
Минимальны были контакты латышей и эстонцев с коренными
жителями Сибири (татарами, хакасами, тувинцами). Колонии планиро-
вались и основывались на пустой или опустошенной территории таким
образом, что поселения аборигенов оказывались вдали или оттеснялись.
И хотя латышские и эстонские деревни посещали татарские барышники
и коновалы, а в торговых поездках выходцы из Прибалтики соприкаса-
лись с хакасами, тувинцами и китайцами, но брачных контактов с ними
не складывалось
4
.
Относительная изоляция латышей и эстонцев от других народов
сохранялась до 1930-х годов, когда коллективизация положила конец ху-
торской системе хозяйствования. Но и тогда большинство возникавших
колхозов формировались по национальному признаку. Так, из пяти кол-
других национальностей были минимальны. В деревнях со смешанным населением каждая национальность имела свои улицу или конец. Напри- Глава 3. НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЕ БРАКИ И ЭТНИЧЕСКОЕ мер, в деревне Ковалево Еланской волости Тюкалинского уезда Тоболь- САМОСОЗНАНИЕ У СИБИРСКИХ ЛАТЫШЕЙ И ЭСТОНЦЕВ ской губернии эстонцы жили на Вируской Большой улице, латыши – на Курнаской улице, а корлаки – на Корлацком конце. Соответственно было 3.1. Национально-смешанные браки, миграции и типы расселения у разделено и деревенское кладбище1. В деревне Островская Енисейской сибирских латышей и эстонцев в 1935 г. – конце XX в. губернии, которая сложилась как латышско-эстонское поселение, основная просьба эстонцев, высказанная в опросном листе, распространенном Все- Как следствием, так и условием активизации процессов этниче- сибирским эстонским комитетом в 1918 г., – отделить их от латышей и ской интеграции являются национально-смешанные браки. Велика их присоединить к соседней эстонской колонии «Тарвасту». роль в процессе сближения народов нашей страны. Существенным фактором, препятствовавшим распространению Национально-смешанные браки в сибирских латышских и эстон- национально-смешанных браков, была компактность расселения прибал- ских семьях имеют давнюю традицию. В середине XIX в. население при- тийских колонистов в Сибири. Так, например, в Мариинском уезде Том- балтийских колоний составляли в основном ссыльные, и в первые десяти- ской губернии вблизи друг от друга располагались 7 сел (всего в уезде летия они существовали почти без женщин. Так, например, в 1861–1864 гг. было 17 эстонских поселений), а к Омской колонии относилось 12 эс- в Минусинскую колонию прибыли 34 семейства, 405 холостых мужчин и тонских сел2. 53 незамужние женщины. Такая демографическая структура способство- Большая географическая концентрация латышских поселений на- вала национально-смешанным бракам, однако латыши и эстонцы стреми- блюдалась в Тарском округе Тобольской губернии, где преобладала ху- лись вступать в брак с единоверцами-лютеранами – немцами, финнами и торская система землевладения (приложение 3.1). Расстояние между ху- друг с другом. Иногда национально-смешанные браки приводили к час- торами не превышало 3–5 км, что сплачивало латышей и способствовало тичной ассимиляции латышами и эстонцами представителей других на- однонациональным бракам. Кроме того, на Петровских, Верхне- циональностей. Бобровских и Егоровских хуторах латышское население преобладало Так, в Верхнем Суэтуке финны охотно женились на эстонках и пе- численно. Так, в 1928 г. в Петровском сельсовете из 89 хуторов на 82 жи- реходили на эстонский язык. Аналогичная ситуация была в колонии ли латыши, что, несомненно, способствовало их обособлению3. Рыжково в Западной Сибири, где брачные контакты эстонцев и финнов Минимальны были контакты латышей и эстонцев с коренными имеют давнюю традицию. жителями Сибири (татарами, хакасами, тувинцами). Колонии планиро- Совершенно справедлив тезис исследователей, утверждавших, что вались и основывались на пустой или опустошенной территории таким вплоть до конца 1930-х годов при выборе брачного партнера иной на- образом, что поселения аборигенов оказывались вдали или оттеснялись. циональности ведущую роль играл религиозный фактор. Так, католики- И хотя латышские и эстонские деревни посещали татарские барышники латгальцы, достаточно редко вступая в брак с протестантами-латышами, и коновалы, а в торговых поездках выходцы из Прибалтики соприкаса- активно женились или выходили замуж за литовцев. Например, в колхозе лись с хакасами, тувинцами и китайцами, но брачных контактов с ними «Литовская победа» Венгеровского района Новосибирской области лат- не складывалось4. гальско-литовские браки фиксировались вплоть до 1970-х годов, пока Относительная изоляция латышей и эстонцев от других народов обе эти этнические группы не были полностью ассимилированы. сохранялась до 1930-х годов, когда коллективизация положила конец ху- Однако в период добровольного крестьянского переселения, когда торской системе хозяйствования. Но и тогда большинство возникавших во вновь образованных или заселенных колониях уже не было диспропор- колхозов формировались по национальному признаку. Так, из пяти кол- ции полов, брачные контакты выходцев из Прибалтики с представителями 61 62
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »