ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
мнению, первыми прибалтийскими колонистами в Сибири были ингер-
манландские финны, сосланные из Ямбургского уезда Санкт-Петербург-
ской губернии.
Во второй половине 1970-х годов вышла в свет монография
В. Маамяги «Эстонские поселенцы в СССР (1917–1940 гг.)», где значи-
тельное внимание уделено хозяйственному, партийному и культурному
строительству в сибирской эстонской деревне
33
. В 1990 г. вышло второе
издание этого труда, куда автор включил также материалы по традици-
онной культуре эстонских поселенцев в СССР и сталинским репрессиям
конца 1930-х годов
34
.
В первой половине 1980-х годов ученые Латвии уделяли немало
внимания переселенческому движению в Латвии, в том числе и в Си-
бирь
35
, а также процессам, происходившим в латышских колониях в Рос-
сии в годы НЭПа
36
. В частности, Я. Беберс в своей статье указывает на
высокую степень социального расслоения латышской деревни 1920-х
годов, полемизируя с идеологами латышского кулачества, говоривших о
«братском единстве» всех латышей.
В 1985 г. в тезисах Омской областной научной конференции «Со-
циально-культурные процессы в Советской Сибири» была опубликована
работа Л.В. Малиновского
37
, где он говорит о необходимости углублен-
ного изучения истории и культуры западных национальных меньшинств
в Сибири (немцев, латышей, эстонцев и др.).
Из трудов зарубежных авторов первой половины 1980-х годов
можно отметить монографии финского исследователя А. Юнтунена, по-
священные ссылке финнов в Сибирь, где он также упоминает о прибал-
тийских ссыльных в Сибири
38
.
Исследование сибирских эстонцев во второй половине 1980-х го-
дов неразрывно связано с работами таллиннского лингвиста Ю. Вийк-
берга
39
. На огромном фактическом материале он исследовал языковые
контакты сибирских эстонцев с русскими, финнами, другими народами и
этническими группами, а также выявил факторы, способствовавшие со-
хранению или утрате ими национального языка (приложение 1.2). Мож-
но согласиться с Ю. Вийкбергом в том, что лексическое вторжение рус-
ских слов и выражений в эстонский язык буквально во всех сферах об-
щественной жизни было следствием эстонско-русских культурных кон-
тактов, особенно расширившихся после коллективизации в сибирской
18
эстонской деревне. Впоследствии лексические заимствования привели к
фонетическим и синтаксическим изменениям в эстонском языке.
1994 год был ознаменован прорывом в изучении балтийских на-
циональных групп Сибири. В этом году новосибирский исследователь
М.Н. Колоткин, ранее изучавший деятельность эстонских и латышских
секций партии большевиков в Сибири в 1920–30-х годах, выпустил две
монографии
40
. Особенно интересна его работа «Балтийская диаспора в
Сибири: Опыт исторического анализа 20–30-х годов», в которой М. Ко-
лоткин, используя материалы государственных и партийных архивов Си-
бири, а также русскоязычную прессу рассматриваемого периода, проана-
лизировал политическое, экономическое и культурное развитие балтий-
ских колоний в Сибири вплоть до конца 1930-х годов. Несколько снижа-
ют впечатление от работы ряд фактических ошибок при подсчете чис-
ленности прибалтийских колонистов в Сибири, а также идеализация в
заключении национально-культурной автономии как формы государст-
венного устройства.
Большой научный интерес представляет публикация П.П. Вибе,
вышедшая также в 1994 г., о крестьянской колонизации Тарского округа
Тобольской губернии, в которой автор анализирует ситуацию на пересе-
ленческих участках и говорит о западных переселенцах, в числе которых
были и латыши
41
.
В 1996 г. автор данного пособия опубликовал монографию «Со-
временные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сиби-
ри»
42
. На материале, собранном в среде данных национальных групп в
Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, выявлены
изменения в этническом самосознании, языке, а также в материальной и
духовной культуре сибирских латышей и эстонцев.
В 2001 г. была опубликована работа новосибирского исследователя
А.Ю. Майничевой «Эстонцы в верхнем Приобье в конце XIX – первой
трети XX вв.: особенности поселений и домостроения»
43
. Ее полевые
работы позволяют в какой-то мере восполнить имеющийся пробел и про-
следить особенности культуры жизнеобеспечения эстонцев в Сибири на
примере формирования поселений и домостроения. (Работа выполнена
при поддержке РГНФ, № 99-01-00058 «Малочисленные этнические груп-
пы некоренных народов Сибири: проблемы развития культуры жизнеобес-
печения (на примере греков, эстонцев, белорусов)» с использованием ма-
мнению, первыми прибалтийскими колонистами в Сибири были ингер- эстонской деревне. Впоследствии лексические заимствования привели к манландские финны, сосланные из Ямбургского уезда Санкт-Петербург- фонетическим и синтаксическим изменениям в эстонском языке. ской губернии. 1994 год был ознаменован прорывом в изучении балтийских на- Во второй половине 1970-х годов вышла в свет монография циональных групп Сибири. В этом году новосибирский исследователь В. Маамяги «Эстонские поселенцы в СССР (1917–1940 гг.)», где значи- М.Н. Колоткин, ранее изучавший деятельность эстонских и латышских тельное внимание уделено хозяйственному, партийному и культурному секций партии большевиков в Сибири в 1920–30-х годах, выпустил две строительству в сибирской эстонской деревне33. В 1990 г. вышло второе монографии40. Особенно интересна его работа «Балтийская диаспора в издание этого труда, куда автор включил также материалы по традици- Сибири: Опыт исторического анализа 20–30-х годов», в которой М. Ко- онной культуре эстонских поселенцев в СССР и сталинским репрессиям лоткин, используя материалы государственных и партийных архивов Си- конца 1930-х годов34. бири, а также русскоязычную прессу рассматриваемого периода, проана- В первой половине 1980-х годов ученые Латвии уделяли немало лизировал политическое, экономическое и культурное развитие балтий- внимания переселенческому движению в Латвии, в том числе и в Си- ских колоний в Сибири вплоть до конца 1930-х годов. Несколько снижа- бирь35, а также процессам, происходившим в латышских колониях в Рос- ют впечатление от работы ряд фактических ошибок при подсчете чис- сии в годы НЭПа36. В частности, Я. Беберс в своей статье указывает на ленности прибалтийских колонистов в Сибири, а также идеализация в высокую степень социального расслоения латышской деревни 1920-х заключении национально-культурной автономии как формы государст- годов, полемизируя с идеологами латышского кулачества, говоривших о венного устройства. «братском единстве» всех латышей. Большой научный интерес представляет публикация П.П. Вибе, В 1985 г. в тезисах Омской областной научной конференции «Со- вышедшая также в 1994 г., о крестьянской колонизации Тарского округа циально-культурные процессы в Советской Сибири» была опубликована Тобольской губернии, в которой автор анализирует ситуацию на пересе- работа Л.В. Малиновского37, где он говорит о необходимости углублен- ленческих участках и говорит о западных переселенцах, в числе которых ного изучения истории и культуры западных национальных меньшинств были и латыши41. в Сибири (немцев, латышей, эстонцев и др.). В 1996 г. автор данного пособия опубликовал монографию «Со- Из трудов зарубежных авторов первой половины 1980-х годов временные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сиби- можно отметить монографии финского исследователя А. Юнтунена, по- ри»42. На материале, собранном в среде данных национальных групп в священные ссылке финнов в Сибирь, где он также упоминает о прибал- Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, выявлены тийских ссыльных в Сибири38. изменения в этническом самосознании, языке, а также в материальной и Исследование сибирских эстонцев во второй половине 1980-х го- духовной культуре сибирских латышей и эстонцев. дов неразрывно связано с работами таллиннского лингвиста Ю. Вийк- В 2001 г. была опубликована работа новосибирского исследователя берга39. На огромном фактическом материале он исследовал языковые А.Ю. Майничевой «Эстонцы в верхнем Приобье в конце XIX – первой контакты сибирских эстонцев с русскими, финнами, другими народами и трети XX вв.: особенности поселений и домостроения»43. Ее полевые этническими группами, а также выявил факторы, способствовавшие со- работы позволяют в какой-то мере восполнить имеющийся пробел и про- хранению или утрате ими национального языка (приложение 1.2). Мож- следить особенности культуры жизнеобеспечения эстонцев в Сибири на но согласиться с Ю. Вийкбергом в том, что лексическое вторжение рус- примере формирования поселений и домостроения. (Работа выполнена ских слов и выражений в эстонский язык буквально во всех сферах об- при поддержке РГНФ, № 99-01-00058 «Малочисленные этнические груп- щественной жизни было следствием эстонско-русских культурных кон- пы некоренных народов Сибири: проблемы развития культуры жизнеобес- тактов, особенно расширившихся после коллективизации в сибирской печения (на примере греков, эстонцев, белорусов)» с использованием ма- 17 18
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »