ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
Цветовое оформление интерьера помещений с видеотерминалами
Рациональное цветовое оформление интерьера помещений является действенным
средством улучшения условий труда, создания более благоприятной и эстетичной
обстановки.
Цвет характеризуется цветностью и яркостью. Цветность определяется цветовым
тоном и чистотой цвета. По цветовому тону судят о том, какой это цвет: красный,
зеленый, синий, желтый и т. д. Цветовой тон условно обозначается длиной
волны
излучения (лямбда) и выражается в нанометрах (нм). Такое обозначение условно,
потому что цвет, как правило, является излучением не одной длины волны, а спектра
длин волн.
Для определения ощущения цвета введены понятия: цветовая тональность
(ощущение цветового тона), насыщенность цвета (ощущение чистоты цвета), светлота
(ощущение яркости). Однако эти параметры сами
по себе не учитывают влияния
цветовой адаптации и индукции на формирование цветового ощущения. Поэтому
введена функция психофизиологического воздействия цвета - «количество цвета»,
зависящая от насыщенности цвета образца, соотношения яркостей и угловых размеров
образца и фона, на котором он рассматривается. Эта функция учитывает влияние
цветовой индукции и адаптации на восприятие цвета.
Количество цвета зависит от насыщенности и светлоты, следовательно,
максимальное его количество у разных красок будет различным. Сравним с этой точки
зрения образцы, окрашенные масляными красками с коэффициентом отражения,
равным 0,5. Они расположены на черном фоне, площади их равны. Наибольшим
количеством цвета обладает кадмий оранжевый, затем кадмий красный, краплак
красный, сиена жженная, марс
коричневый, изумрудная, парижская синяя и
ультрамарин. Следовательно, вначале идут оранжевые, красные, затем зеленые и синие
цвета.
Визуально сравнивать цвета следует при естественном освещении: цвет образца
зависит не только от свойств краски, но и от спектрального состава излучения
источника света. При освещении образца различными источниками света цвет его
может существенно изменяться
, причем разные краски меняются по-разному. Поэтому
два цвета, одинаковые при искусственном освещении, могут не оказаться таковыми при
естественном. Учитывая это, подбирать образцы для отделки помещения следует при
тех же источниках света, которые запроектированы в производственном помещении.
Если работа в помещении ведется как при естественном, так и при искусственном
освещении,
то цвет образцов необходимо проверить и днем, и при данном типе ламп.
Проверить изменение цвета необходимо по двум причинам. Во-первых, потому что
при смене источника света образец может превысить допускаемое количество цвета, а
это, в свою очередь, может привести к цветовому утомленно. Во-вторых, могут
нарушиться цветовые сочетания: цветовое решение
, воспринимавшееся гармоничным
при одном источнике света, может оказаться негармоничным при другом источнике.
Кроме упомянутых особенностей цветового восприятия, необходимо отметить так
называемое ассоциативное восприятие цвета. По характеру ассоциаций цвета делятся на
теплые и холодные, тяжелые и легкие, выступающие и отступающие, возбуждающие,
успокаивающие и угнетающие. Основываясь на закономерностях
психофизиологического восприятия цвета, связанного
с ассоциативными
представлениями, можно с помощью цвета в некоторой степени изменить общее
впечатление от интерьера. Например, неудачные пропорции можно «исправить»,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »