ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
57
ствовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспектив-
но как угрызения совести.
Справедливость – соблюдение естественной симметрии при распределении
ограниченного ресурса натуральных благ между людьми независимо от личных
симпатий, интересов и выгоды.
Средство – действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или не-
обходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы.
Стоицизм – пантеистическое философское учение, признающее идеальным
состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем
сознательного подчинения закону природы (логосу).
Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате на-
рушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для мо-
рально неразвитого субъекта уровень С. связан с тем, что это нарушение стано-
вится явным.
Счастье – абсолютное благо в эвдемонистических системах этики.
Удовольствие – высшее благо в этике гедонизма. Состояние У. может дости-
гаться в результате удовлетворения потребности или интереса.
Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении
человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений, страстей как необхо-
димом условии достижения нравственно обоснованной цели.
Утилитаризм – этическая система, основанная на представлении о полезно-
сти как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям
как полезным для выживания (приспособления) индивида и (или) общества. У.
видит в моральных нормах полезный регулятор деятельности.
Фанатизм – готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и мо-
ральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.
Фатализм – установка на предопределение, обреченность судьбе, детермини-
рованной прошлым или высшей волей.
Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее
моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском
представлении о природе и предназначении человека.
Цели – те блага, которых субъект стремится, в конечном счете, достигнуть в
результате совершаемых им действий.
Ценностно-ориентированная свобода – свобода выбора, соотнесенная с ра-
зумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна
дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее
ограничивает.
Ценность – характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.
Цинизм – подчинение моральных требований личной выгоде или удовольст-
вию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью
или общепринятостью, отказ от моральной самооценки.
Честность – сознательное стремление избегать обмана и самообмана.
Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблю-
дения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данному кругу.
ствовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспектив- но как угрызения совести. Справедливость – соблюдение естественной симметрии при распределении ограниченного ресурса натуральных благ между людьми независимо от личных симпатий, интересов и выгоды. Средство – действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или не- обходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы. Стоицизм – пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу). Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате на- рушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для мо- рально неразвитого субъекта уровень С. связан с тем, что это нарушение стано- вится явным. Счастье – абсолютное благо в эвдемонистических системах этики. Удовольствие – высшее благо в этике гедонизма. Состояние У. может дости- гаться в результате удовлетворения потребности или интереса. Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений, страстей как необхо- димом условии достижения нравственно обоснованной цели. Утилитаризм – этическая система, основанная на представлении о полезно- сти как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полезным для выживания (приспособления) индивида и (или) общества. У. видит в моральных нормах полезный регулятор деятельности. Фанатизм – готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и мо- ральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки. Фатализм – установка на предопределение, обреченность судьбе, детермини- рованной прошлым или высшей волей. Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека. Цели – те блага, которых субъект стремится, в конечном счете, достигнуть в результате совершаемых им действий. Ценностно-ориентированная свобода – свобода выбора, соотнесенная с ра- зумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает. Ценность – характеристика сравнительного достоинства того или иного блага. Цинизм – подчинение моральных требований личной выгоде или удовольст- вию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью или общепринятостью, отказ от моральной самооценки. Честность – сознательное стремление избегать обмана и самообмана. Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблю- дения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данному кругу. 57