Концепции современного естествознания. Часть 1. Макаров В.М. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

20
10. Вторая естественнонаучная революция.
Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности
миров.
Период конца ХV–XVI в.в. – переход от средневековья к Новому
времениэпоха Возрождения (возрождение культурных ценностей ан-
тичности, отсюда и название). Расцвет искусства, утверждение идей гу-
манизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным
прогрессом науки и радикальным изменением
миропонимания, которое
явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого
польского астронома Николая Коперника (1473–1543 гг.).
В своем труде «Об обращении небесных сфер
» Коперник утверждал,
что Земля не является центром мироздания и что «Солнце, как бы воссе-
дая на Царском престоле, управляет вращающимся около него семейст-
вом светил». Это был конец аристотелевоптоломеевской геоцентриче-
ской системы мира. На основании большого числа астрономических на-
блюдений и расчетов Коперник создал новую гелиоцентрическую систе-
му мира,
что явилось революцией.
Земляодна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым
орбитам, одновременно вращается вокруг собственной оси, чем и объяс-
няется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Но ге-
лиоцентрическая система мира не сводилась только к перестановке пред-
полагаемого центра Вселенной. Коперник высказал очень важную мысль
о
движении как естественном свойстве небесных и земных объектов,
подчинением некоторым закономерностям единой механики. Тем самым
было разрушено представление Аристотеля о неподвижном «перводвига-
теле», якобы приводящем в движение Вселенную.
Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспо-
собного отличить то, что нам представляется, оттого, что в действитель-
ности имеет место (визуально нам кажется
что Солнце «ходит» вокруг
Земли). Таким образом он продемонстрировал слабость принципа объяс-
нения окружающего мира на основе непосредственной видимости и до-
казал необходимость для науки критического разума.
Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля ре-
лигиозную картину мира, которая исходила из признания центрального
положения Земли, что давало основание объявлять находящегося на
ней
человека центром и высшей целью мироздания.
Католическая церковь не могла согласиться с этими выводами. За-
щитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты го-
нениям. Сам Коперник избежал этого ввиду своей смерти, которая случи-
лась в этом же году, в котором был опубликован его главный труд «Об об-
ращении
небесных сфер»(1543 г.). В1616 году этот труд был занесен в пан-
ский «Индекс запрещенных книг, откуда был, вычеркнут лишь в 1835 году.
             10. Вторая естественнонаучная революция.
      Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности
                               миров.
     Период конца ХV–XVI в.в. – переход от средневековья к Новому
времени – эпоха Возрождения (возрождение культурных ценностей ан-
тичности, отсюда и название). Расцвет искусства, утверждение идей гу-
манизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным
прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое
явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого
польского астронома Николая Коперника (1473–1543 гг.).
     В своем труде «Об обращении небесных сфер» Коперник утверждал,
что Земля не является центром мироздания и что «Солнце, как бы воссе-
дая на Царском престоле, управляет вращающимся около него семейст-
вом светил». Это был конец аристотелево – птоломеевской геоцентриче-
ской системы мира. На основании большого числа астрономических на-
блюдений и расчетов Коперник создал новую гелиоцентрическую систе-
му мира, что явилось революцией.
     Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым
орбитам, одновременно вращается вокруг собственной оси, чем и объяс-
няется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Но ге-
лиоцентрическая система мира не сводилась только к перестановке пред-
полагаемого центра Вселенной. Коперник высказал очень важную мысль
о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов,
подчинением некоторым закономерностям единой механики. Тем самым
было разрушено представление Аристотеля о неподвижном «перводвига-
теле», якобы приводящем в движение Вселенную.
     Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспо-
собного отличить то, что нам представляется, оттого, что в действитель-
ности имеет место (визуально нам кажется что Солнце «ходит» вокруг
Земли). Таким образом он продемонстрировал слабость принципа объяс-
нения окружающего мира на основе непосредственной видимости и до-
казал необходимость для науки критического разума.
     Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля ре-
лигиозную картину мира, которая исходила из признания центрального
положения Земли, что давало основание объявлять находящегося на ней
человека центром и высшей целью мироздания.
     Католическая церковь не могла согласиться с этими выводами. За-
щитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты го-
нениям. Сам Коперник избежал этого ввиду своей смерти, которая случи-
лась в этом же году, в котором был опубликован его главный труд «Об об-
ращении небесных сфер»(1543 г.). В1616 году этот труд был занесен в пан-
ский «Индекс запрещенных книг, откуда был, вычеркнут лишь в 1835 году.
                                  20