Основные понятия и параметры гендерной социологии. Малашенко Т.Н. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
циологии, изучающую закономерности
дифференциации мужских и женских социальных ролей , полово -
го разделения труда, культурные символы и социально-
психологические стереотипы «мужественности» (маскулинно-
сти) и «женственности» (феминности) и их влияние на различ-
ные аспекты социального поведения и общественной жизни» ,
рассматриваемые с позиций социлогизма, эгалитаризма, ком-
плексного анализа и гендерной экспертизы (измерения) [См. : 11,
с.363-364];
2. При рассмотрении гендерной социологии в качестве новой
теоретико -методологической парадигмы в социальном знании
использовать её в качестве концептуально -объяснительной
модели трактовки полов, которая исходит из идеи социаль-
ного конструирования полов. Социальные характеристики
мужчин и женщин , т.е. «гендер» «определяется не биологически,
а социально и посредством культуры , являясь культурно и исто -
рически относительным. Его значение, интерпретация и выраже-
ние имеются и внутри, и между культурами, служа объектом ис-
торических перемен». [5, с. 110] Модифицируется гендер и под
воздействием других социальных факторов класса , возраста,
расы , этноса и т . д . Утверждается, что различия полов не носят
абсолютного , фатального характера ни в биологическом, ни в
психическом, ни в социальном плане. Каждый человек может
иметь и «мужские», и «женские» свойства и качества, но в зави-
симости от пола в разной пропорции. Мужчин и женщин больше
объединяет, чем разъединяет. У них равноценный потенциал , что
обуславливает социальное равенство полов.
Такова суть гендерной парадигмы , которая служит теоретическим
обоснованием:
1. феминизма , трактуемого как идеология и практика утверждения
социального равенства между полами, ликвидации всех форм
дискриминации женщин , а также преодоления сексизма по от-
ношению к мужчинам;
2. конструированию и утверждению демократической (эгалитар-
ной) гендерной модели общества .
Гендерная парадигма сформировалась и функционирует как альтер-
натива традиционистской социал биологизаторской (в философии ее
еще определяют как эссенциализм) концепции в трактовке полов, со -
гласно которой социальные нормы , свойства, роли и стереотипы полового
поведения детерминированы биологически и / или метафизически, что оп-
ределяет их вечный и неизменяющийся характер. Декларируется изна-
чальная противоположность полярность полов и их неравенство . Этот
постулат строится на утверждении существования основных и непрелож-
ных биологических различий между полами, которые делают неизбежным
                                            10
              цио л о гии,       изучаю щ ую                             зако н о мерн о сти
              дифферен циации муж скихи ж ен скихсо циал ьн ы хро л ей, по л о во -
              го раздел ен ия труда, кул ьтурн ы е симво л ы и со циал ьн о -
              психо л о гические стерео типы « муж ествен н о сти» (маскул ин н о -
              сти) и « ж ен ствен н о сти» (фемин н о сти) и ихвл иян ие н а разл ич-
              н ы е аспекты со циал ьн о го по веден ия и о бщ ествен н о й ж изн и»,
              рассматриваемы е с по зиций со цил о гизма, эгал итаризма, ко м-
              пл ексн о го ан ал иза и ген дерн о й экспертизы (измерен ия) [С м. : 11,
              с.363-364];
        2. П ри рассмо трен ии ге нде р но й со цио ло гии в качестве но во й
              те о р е тико -ме то до ло гич е ско й п а р а дигмы в со циал ьн о м зн ан ии
              испо л ьзо вать её в качестве ко нце п туа льно -о б ъясните льно й
              мо де ли тр а кто вки п о ло в, ко то р а я исхо дит из иде и со циа ль-
              но го ко нстр уир о ва ния п о ло в. С о циал ьн ы е характеристики
              муж чин и ж ен щ ин , т.е. « ген дер» « о предел яетсян е био л о гически,
              а со циал ьн о и по средство м кул ьтуры , явл яясь кул ьтурн о и исто -
              рически о тн о сител ьн ы м. Е го зн ачен ие, ин терпретацияи вы раж е-
              н ие имею тся и вн утри, и меж ду кул ьтурами, сл уж а о бъекто м ис-
              то рическихперемен ». [5, с. 110] М о дифицируется ген дер и по д
              во здействием другихсо циал ьн ы хфакто ро в – кл асса, во зраста,
              расы , этн о са и т.д. У тверж дается, что разл ичия по л о в н е н о сят
              абсо л ю тн о го , фатал ьн о го характера н и в био л о гическо м, н и в
              психическо м, н и в со циал ьн о м пл ан е. Каж ды й чел о век мо ж ет
              иметь и « муж ские», и « ж ен ские» сво йства и качества, н о в зави-
              симо сти о т по л а в разн о й про по рции. М уж чин и ж ен щ ин бо л ьше
              о бъедин яет, чем разъедин яет. У н ихравн о цен н ы й по тен циал , что
              о бусл авл ивает со циал ьн о е равен ство по л о в.
        Тако ва суть ген дерн о й парадигмы , ко то рая сл уж ит тео ретическим
о бо сн о ван ием:
        1. ф е минизма , трактуемо го как идео л о гия и практика утверж ден ия
             со циал ьн о го равен ства меж ду по л ами, л иквидации всех фо рм
             дискримин ации ж ен щ ин , а такж е прео до л ен ия сексизма по о т-
             н о шен ию к муж чин ам;
        2. ко н струиро ван ию и утверж ден ию де мо кр а тич е ско й (эга лита р -
             но й) ге нде р но й мо де ли о б щ е ства .
        Г ен дерн ая парадигма сфо рмиро вал ась и фун кцио н ирует как ал ьтер-
н атива тр а дицио нистско й со циа л – б ио ло гиза то р ско й (в фил о со фии ее
ещ е о предел яю т как эссе нциа лизм) ко нце п ции в тр а кто вке п о ло в, со -
гл асн о ко то ро й со циал ьн ы е н о рмы , сво йства, ро л и и стерео типы по л о во го
по веден ия детермин иро ван ы био л о гически и / ил и метафизически, что о п-
редел яет ихвечн ы й и н еизмен яю щ ийся характер. Д екл арируется изн а-
чал ьн ая про тиво по л о ж н о сть – по л ярн о сть по л о в и ихн еравен ство . Э то т
по стул ат стро ится н а утверж ден ии сущ ество ван ия о сн о вн ы хи н епрел о ж -
н ы хбио л о гическихразл ичий меж ду по л ами, ко то ры е дел аю т н еизбеж н ы м