Основные понятия и параметры гендерной социологии. Малашенко Т.Н. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
различное социальное поведение и различный социальный потенциал
мужчин и женщин , что обуславливает и оправдывает социальное неравен -
ство полов: господство , доминирование, первичность мужчин и подчинен -
ность , покорность , вторичность женщин . Не устраняет социополовую ие-
рархию и идея комплементарности (взаимодополняемости) полов.
Социал биологизаторский подход служит теоретическим обосно-
ванием:
1) маскулизма как идеологии и практики оправдания и предписы -
вания естественности мужскому доминированию ;
2) апологетики и сохранению патриархально традиционалист-
ской гендерной модели общества , для которой характерны гос-
подство и доминирование мужчин в экономике, политике, куль-
туре и семье, а также полоролевая сегрегация публичной (обще-
ственной) и приватной (семейной) жизни.
Таким образом, гендерные исследования становятся активным ком-
понентом трансформационных процессов современности, включаются в
идеологическую и политическую практику демократизации и гуманизации
общества.
3. Международная нормативно -правовая модель ген-
дерных отношений и социальные реалии.
Параметры предметного поля гендерных исследований измеря-
ются соотношением идеально нормативных моделей гендерных отноше-
ний и форм поведения с реальными гендерными отношениями и формами
поведения, типичными для современных социумов.
И те, и другие представляют противоречивый симбиоз элементов
патриархальной гендерной системы с элементами демократической (эгали-
тарной) гендерной системы . Это отражает вступление человечества в XX
веке в эпоху второго демографического (и в рамках его гендерного ) пе-
рехода или вторую всемирно-историческую гендерную революцию . Если
первая гендерная революция (или «революция полов»), как состав -
ляющая неолитической революции и становления аграрной цивилизации,
знаменовала переход от матриархата (как системы общественных отно-
шений , которая характеризуется доминирующим положением женщины в
обществе, ведением родства, определением социального положения и на-
следованием имуществ по материнской линии) к патриархату , то вторая
гендерная революция, как составляющая демократической революции и
становления постиндустриализма, выражает переход от патриархата к
биархату форме общественного устройства, при котором мужчины и
женщины имеют равное положение в обществе.
                                            11
разл ичн о е со циал ьн о е по веден ие и разл ичн ы й со циал ьн ы й по тен циал
муж чин и ж ен щ ин , что о бусл авл ивает и о правды вает со циал ьн о е н еравен -

ство по л о в: го спо дство , до мин иро ван ие, первичн о сть муж чин и по дчин ен -
н о сть, по ко рн о сть, вто ричн о сть ж ен щ ин . Н е устран яет со цио по л о вую ие-
рархию и идеяко мпл емен тарн о сти (взаимо до по л н яемо сти) по л о в.
        С о циал – био л о гизато рский по дхо д сл уж ит тео ретическим о бо сн о -
ван ием:
        1) ма скулизма как идео л о гии и практики о правдан ия и предписы -
            ван ияестествен н о сти муж ско му до мин иро ван ию ;
        2) апо л о гетики и со хран ен ию п а тр иа р ха льно – тр а дицио на лист-
            ско й ге нде р но й мо де ли о б щ е ства , дл я ко то ро й характерн ы го с-
            по дство и до мин иро ван ие муж чин в эко н о мике, по л итике, кул ь-
            туре и семье, а такж е по л о ро л евая сегрегация публ ичн о й (о бщ е-
            ствен н о й) и приватн о й (семейн о й) ж изн и.
        Таким о бразо м, ген дерн ы е иссл едо ван ия стан о вятся активн ы м ко м-
по н ен то м тран сфо рмацио н н ы х про цессо в со времен н о сти, вкл ю чаю тся в
идео л о гическую и по л итическую практику демо кратизации и гуман изации
о бщ ества.


         3. М е ж дуна р о дна я но р ма тивно -п р а во ва я мо де ль ге н-
                  де р ных о тно ш е ний и со циа льные р е а лии.


         П а р а ме тр ы п р е дме тно го п о ля ге нде р ных иссле до ва ний измеря-
ю тся со о тн о шен ием идеал ьн о – н о рмативн ы хмо дел ей ген дерн ы хо тн о ше-
н ий и фо рм по веден ия среал ьн ы ми ген дерн ы ми о тн о шен иями и фо рмами
по веден ия, типичн ы ми дл ясо времен н ы хсо циумо в.
         И те, и другие представл яю т про тиво речивы й симбио з эл емен то в
патриархал ьн о й ген дерн о й системы сэл емен тами демо кратическо й (эгал и-
тарн о й) ген дерн о й системы . Э то о траж ает вступл ен ие чел о вечества в XX
веке в эпо ху вто р о го де мо гр а ф ич е ско го (и в р а мка х е го ге нде р но го ) п е -
р е хо да ил и вто рую всемирн о -исто рическую ге нде р ную р е во лю цию . Е сл и
п е р ва я ге нде р на я р е во лю ция (ил и « р е во лю ция п о ло в»), как со став-
л яю щ ая н ео л итическо й рево л ю ции и стан о вл ен ия аграрн о й цивил изации,
зн амен о вал а перехо д о т ма тр иа р ха та (как системы о бщ ествен н ы хо тн о -
шен ий, ко то рая характеризуется до мин ирую щ им по л о ж ен ием ж ен щ ин ы в
о бщ естве, веден ием ро дства, о предел ен ием со циал ьн о го по л о ж ен ия и н а-
сл едо ван ием имущ еств по материн ско й л ин ии) к п а тр иа р ха ту, то вто р а я
ге нде р на я р е во лю ция, как со ставл яю щ ая демо кратическо й рево л ю ции и
стан о вл ен ия по стин дустриал изма, вы раж ает п е р е хо д о т п а тр иа р ха та к
б иа р ха ту – фо рме о бщ ествен н о го устро йства, при ко то ро м муж чин ы и
ж ен щ ин ы имею т равн о е по л о ж ен ие в о бщ естве.