Этнология. Маншеев Д.М. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

7
происхождения и развития этносовученые-этнологи относят
к одному из самых сложных разделов данной науки. Это
обусловлено тем, что этническая история разных народов
детерминирована противоречивым взаимодействием
антропологических, лингвистических, исторических, хозяйст-
венных, культурных, демографических, политических и других
факторов.
Исходный вопрос исследования этногенеза связан с
пониманием и употреблением самого термина «генезис»
применительно к этносам и этническим группам. В мировой и
отечественной литературе по этнологии, культурной и
социальной антропологии под этногенезом, как правило,
понимается процесс исторического происхождения этнических
групп в периоды плейстоцена (2 млн — 20 тыс. лет до н.э.) и
начала голоцена (20 тыс. — 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно
данным археологии и палеонтологии, протекали процессы
антропогенеза, развития вида Ноmо sapiens, социогенеза ранних
форм человеческих обществ, зарождались основные формы
труда, язык, религия, искусство и т.п. В силу большого
количества факторов, оказавших влияние на группы людей,
участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о
конкретной точке отсчета этого процесса, так и о какой-либо
дате его завершения. Например, за последние пять тысяч лет
человечество не сохранило свою первичную этническую
морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого
времени не прекращалось рождение новых этнических
образований; этот процесс продолжается и в наши дни.
Тема 7. «Этническая идентичность».
Понятие «этническая идентичность». Основания
этнической идентичности. Структура психологии этноса.
Инкультурация. Сущность этнической идентичности. Анализ
процесса антропогенеза показывает, что по своей биологической
сущности человек сходен с высшими приматами, но по способу
своего существования, бытия он принципиально отличается от
8
них. Обезьяна с момента своего появления на свет становится
обезьяной потому, что способ ее существования жестко
запрограммирован природой, заложен генетически. С человеком
же в этом вопросе все обстоит гораздо сложнее. С одной
стороны, новорожденный является человеком, поскольку
содержит вполне определенную генетическую программу, но с
другой стороны, способ реализации этой программы опреде-
ляется целой группой внеприродных факторов. Среди таких
факторов значительную роль играют этническая
принадлежность индивида и его этническая идентификация.
Тема 8. «Этнос и культура».
Культура и ее этнические функции. Этническая культура.
Современная мировая культура и этнические культуры.
Этнический стереотип и этнический образ. Культура - это
внебиологически выработанный (не закрепленный генетически)
и передаваемый способ человеческой деятельности. Такое
комплексное понимание культуры на основе деятельностного
подхода позволяет найти адекватное определение феномена
этнической культуры. Это совокупность присущих этносу
способов освоения условий своего существования, направленных
на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизне-
деятельности. Главным здесь является функциональный аспект
культуры, понимание ее как адаптивного механизма,
облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.
Тема 9. «Традиционное мышление и культура».
Традиционные и архаические культуры. Специфика
восприятия и мышления в традиционной (архаической
культуре). Основные черты традиционной культуры. Обычаи и
ритуалы в традиционной культуре. Проблема модернизации
традиционных общества. Европейских ученых-этнологов всегда
волновал вопрос об отличиях архаических народов от
европейцев, о возможности существования у них особого типа
мышления, изучение которого могло решить не только
происхождения и развития этносов — ученые-этнологи относят        них. Обезьяна с момента своего появления на свет становится
к одному из самых сложных разделов данной науки. Это              обезьяной потому, что способ ее существования жестко
обусловлено тем, что этническая история разных народов            запрограммирован природой, заложен генетически. С человеком
детерминирована        противоречивым         взаимодействием     же в этом вопросе все обстоит гораздо сложнее. С одной
антропологических, лингвистических, исторических, хозяйст-        стороны, новорожденный является человеком, поскольку
венных, культурных, демографических, политических и других        содержит вполне определенную генетическую программу, но с
факторов.                                                         другой стороны, способ реализации этой программы опреде-
      Исходный вопрос исследования этногенеза связан с            ляется целой группой внеприродных факторов. Среди таких
пониманием и употреблением самого термина «генезис»               факторов     значительную     роль     играют    этническая
применительно к этносам и этническим группам. В мировой и         принадлежность индивида и его этническая идентификация.
отечественной литературе по этнологии, культурной и
социальной антропологии под этногенезом, как правило,                   Тема 8. «Этнос и культура».
понимается процесс исторического происхождения этнических               Культура и ее этнические функции. Этническая культура.
групп в периоды плейстоцена (2 млн — 20 тыс. лет до н.э.) и       Современная мировая культура и этнические культуры.
начала голоцена (20 тыс. — 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно   Этнический стереотип и этнический образ. Культура - это
данным археологии и палеонтологии, протекали процессы             внебиологически выработанный (не закрепленный генетически)
антропогенеза, развития вида Ноmо sapiens, социогенеза ранних     и передаваемый способ человеческой деятельности. Такое
форм человеческих обществ, зарождались основные формы             комплексное понимание культуры на основе деятельностного
труда, язык, религия, искусство и т.п. В силу большого            подхода позволяет найти адекватное определение феномена
количества факторов, оказавших влияние на группы людей,           этнической культуры. Это совокупность присущих этносу
участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о        способов освоения условий своего существования, направленных
конкретной точке отсчета этого процесса, так и о какой-либо       на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизне-
дате его завершения. Например, за последние пять тысяч лет        деятельности. Главным здесь является функциональный аспект
человечество не сохранило свою первичную этническую               культуры, понимание ее как адаптивного механизма,
морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого        облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.
времени не прекращалось рождение новых этнических
образований; этот процесс продолжается и в наши дни.                    Тема 9. «Традиционное мышление и культура».
                                                                        Традиционные и архаические культуры. Специфика
      Тема 7. «Этническая идентичность».                          восприятия и мышления в традиционной (архаической
      Понятие     «этническая   идентичность».     Основания      культуре). Основные черты традиционной культуры. Обычаи и
этнической идентичности. Структура психологии этноса.             ритуалы в традиционной культуре. Проблема модернизации
Инкультурация. Сущность этнической идентичности. Анализ           традиционных общества. Европейских ученых-этнологов всегда
процесса антропогенеза показывает, что по своей биологической     волновал вопрос об отличиях архаических народов от
сущности человек сходен с высшими приматами, но по способу        европейцев, о возможности существования у них особого типа
своего существования, бытия он принципиально отличается от        мышления, изучение которого могло решить не только

                              7                                                                8