История социальной работы в России. Мантурова С.Ч. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

35
Братчинадревнейший обрядовый обычай славян. “Бра-
тья” – люди, объединенные общими занятиями, условиями жиз-
ни; праздник, праздничный ритуал. Б. – так назывались совмест-
ные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они
несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У
южных славян Б. Выражалась в призрении больных и бедных,
погребении усопших.
Венечные памяти (пошлины) – денежный сбор со всту-
пающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче уста-
новил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы
и вдовцапо три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667году
Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый
бракшесть алтын, с прочихбрачных” – по десяти алтын.
Вервьволость, округ, община, мир; мера земли в Древ-
ней Руси.
Взаимопомощьвзаимовыручка, в более узком экономи-
ческом смыслеформа обмена, зародившаяся в первобытной
общине с появлением распределения по труду и личной собст-
венности.
Гошпитальдома призрения для больных, увечных, пре-
старелых обоего пола.
Выступали в качестве пенитенциарных учреждений для
следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к
следованию в Сибирь; женщин с грудными младенцами, выслан-
ных на поселение до истечения срока кормления; увечных из аре-
стантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; ни-
щих из разночинцев, по состоянию здоровья не имеющих воз-
можности к самообеспечению.
Десятинадесятая часть чего-либо, выделяемая русскими
князьями часть доходов от сбора различных налогов на нужды
церкви.
Детские домавоспитательные учреждения для детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Организовы-
ваются в 20-х гг. ХХ столетия в связи с ликвидацией детской
беспризорности. Реорганизованы в 50-60-х гг. в школы-
интернаты.
Детские приютыблаготворительные (негосударствен-
ные) учреждения различных ведомств. Предназначены для при-
36
зрения и воспитания сирот и бездомных детей ( напр. Ведомство
учреждений Императрицы Марии, Общество посещения бедных
и т.д.).
Дома воспитательные(то же, что и дома (гошпитали)
длязазорных младенцев в XVIII в., дома ребенка в ХХ в.). С
начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей
грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания
младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачи-
валось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспи-
тывать до 18 лет с последующей припиской их к мещанским, це-
ховым, сельским казенным обществам.
Дома для зазорных младенцев(то же, что и воспита-
тельные дома в XIX-XX вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополи-
том Иовом под г. Новгородом основан первый приют длязазор-
ных” (оставшихся без попечения) детей. Согласно Указу 31 янва-
ря 1712 г., Петр I официально узаконил дома для зазорных мла-
денцев, а 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфа-
тицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной
казни. Позднее в Д.м. позволялось принимать малолетних аре-
стантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних
бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по дос-
тижению совершеннолетия.
Дома для неизлечимыхв XIX в. учреждения обществен-
ного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых
больных.
Дома ребенкаучреждения в РФ для воспитания и оказа-
ния помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения
родителей, а также детей с дефектами психического и физическо-
го развития.
Дома сиротскиев XIX в. государственные учреждения
приказов общественного призрения, предназначенные для воспи-
тания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома
определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цехо-
вых, посадских, разночинцев, свободного состояния. Сироты-
мальчики по достижению 12 лет устраивались в местные гимна-
зии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства,
виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к куп-
цам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и
      Братчина – древнейший обрядовый обычай славян. “Бра-       зрения и воспитания сирот и бездомных детей ( напр. Ведомство
тья” – люди, объединенные общими занятиями, условиями жиз-       учреждений Императрицы Марии, Общество посещения бедных
ни; праздник, праздничный ритуал. Б. – так назывались совмест-   и т.д.).
ные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они               Дома воспитательные – (то же, что и дома (гошпитали)
несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У   для “зазорных младенцев” в XVIII в., дома ребенка в ХХ в.). С
южных славян Б. Выражалась в призрении больных и бедных,         начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей
погребении усопших.                                              грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания
      Венечные памяти (пошлины) – денежный сбор со всту-         младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачи-
пающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче уста-      валось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспи-
новил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы   тывать до 18 лет с последующей припиской их к мещанским, це-
и вдовца – по три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667году     ховым, сельским казенным обществам.
Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый                 Дома для зазорных младенцев – (то же, что и воспита-
брак – шесть алтын, с прочих “брачных” – по десяти алтын.        тельные дома в XIX-XX вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополи-
      Вервь – волость, округ, община, мир; мера земли в Древ-    том Иовом под г. Новгородом основан первый приют для “зазор-
ней Руси.                                                        ных” (оставшихся без попечения) детей. Согласно Указу 31 янва-
      Взаимопомощь – взаимовыручка, в более узком экономи-       ря 1712 г., Петр I официально узаконил дома для зазорных мла-
ческом смысле – форма обмена, зародившаяся в первобытной         денцев, а 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфа-
общине с появлением распределения по труду и личной собст-       тицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной
венности.                                                        казни. Позднее в Д.м. позволялось принимать малолетних аре-
      Гошпиталь – дома призрения для больных, увечных, пре-      стантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних
старелых обоего пола.                                            бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по дос-
      Выступали в качестве пенитенциарных учреждений для         тижению совершеннолетия.
следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к              Дома для неизлечимых – в XIX в. учреждения обществен-
следованию в Сибирь; женщин с грудными младенцами, выслан-       ного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых
ных на поселение до истечения срока кормления; увечных из аре-   больных.
стантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; ни-           Дома ребенка – учреждения в РФ для воспитания и оказа-
щих из разночинцев, по состоянию здоровья не имеющих воз-        ния помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения
можности к самообеспечению.                                      родителей, а также детей с дефектами психического и физическо-
      Десятина – десятая часть чего-либо, выделяемая русскими    го развития.
князьями часть доходов от сбора различных налогов на нужды              Дома сиротские – в XIX в. государственные учреждения
церкви.                                                          приказов общественного призрения, предназначенные для воспи-
      Детские дома – воспитательные учреждения для детей-        тания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Организовы-    определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цехо-
ваются в 20-х гг. ХХ столетия в связи с ликвидацией детской      вых, посадских, разночинцев, свободного состояния. Сироты-
беспризорности. Реорганизованы в 50-60-х гг. в школы-            мальчики по достижению 12 лет устраивались в местные гимна-
интернаты.                                                       зии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства,
      Детские приюты – благотворительные (негосударствен-        виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к куп-
ные) учреждения различных ведомств. Предназначены для при-       цам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и

                              35                                                               36