История социальной работы в России. Мантурова С.Ч. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

37
частные типографии. Сироты-девочкив девичьи воспитатель-
ные заведения, частные пансионаты, к благотворителям, к масте-
рам. Сироты-мальчики по усмотрению приказов общественного
призрения после окончания гимназии могли продолжать обуче-
ние в университетах (согласно Указу от 30 декабря 1852 г.).
Дома трудолюбияблаготворительные заведения, осуще-
ствляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставле-
ния им работы и приюта. Основателем первого Д.т. в России был
о. Иоанн Кронштадский, в 1881 г. открывший такое заведение.
Зазорные младенцы (незаконнорожденные) – понятие в
XVIII в., применяемое к родившимся детям, чьи родители не со-
стояли в законном браке.
Изгойсубъект, в силу каких-либо обстоятельств не свя-
занный с крестьянской, родовой, семейной общностью. “Гоить” –
принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следо-
вать ее нормам и ценностным стереотипам. В Уставе о церков-
ных судах XII в. к И. Относились: попов сын, грамоте не обучен-
ный, холоп, разорившийся купец, “аще князь осиротеет”.
Инвалидные домав XIX в. учреждения приказов обще-
ственного призрения, предназначенные для увечных воинов.
Каликаназвание происходит от названия греческой обу-
ви – “калиги”, которая надевалась паломниками, отправляющи-
мися по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий мило-
стыню обычно во время церковных праздников. В целях взаим-
ной безопасности они объединялись в артели, выбирали себе
атаманов, которые смотрели за нравами.
Милосердиеодна из важнейших христианских доброде-
телей, исполняемых посредством дел милостей телесных и мило-
стей духовных. Дела милостей телесных: питать алчущих, напо-
ить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице,
посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погре-
бать умерших в убожестве. Духовные дела: обратить грешника от
заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближ-
нему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального,
не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать
обиды. В XI в. милостынямилосердие, сострадание, сочувст-
вие, подаяние; милостьмилосердие, сострадание, сочувствие;
благосклонность, особое расположение, любовь; милование
38
сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение;
миловати поддерживать, помогать. В XII в. милостынябла-
готворение, добрые дела; милостьмилостыня, подаяние; плата,
жалованье; милованиеготовность помочь, оказание милости;
миление сострадание. В XIII в. милостьпрощение, снисхо-
ждение; милованиеблагосклонность, любовь.
Мирское призрениетерриториальная система помощи в
XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные ви-
ды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных; по-
печение умалишенных.
Нищелюбиедобродетель, состоящая в оказании помощи
нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных
русских князей. По мнению А. Гуревича, “исцеление больных,
раздача богатств, щедрые подаяния милости” – основные доказа-
тельства святости. В русских летописях они имели определенную
формулу: многих канонизированных русских князей характери-
зовали какмнихолюбив”, “страннолюбив”, “нищелюбив”.
Нищепитательствокормление нищих; в XVI в. одна из
открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено
законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст.
10,73) применительно к людям церкви.
Нищиеопределенное сословие, не имеющие собственно-
сти, навыков в трудовой деятельности, промышляющие сбором
подаяний, в народных поверьях нищийпосредник между ре-
альным и потусторонним миром, непременный участник всех по-
хорон и поминок, а также связанных с ними обрядов. К XVII в.
оформляются определенныеразряды нищих: богадельные,
кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки. В
XVIII в. институт нищенства объявляется вне закона (Указ от 21
января 1712 года). Трудоспособных нищих определяют насильно
в работные и прядильные дома. Тем не менее это явление про-
должает существовать и в XIX в. и в ХХ в., как в его начале, так и
в 90-х годах, приобретая формы профессиональной деятельности
(см. профессиональное нищенство).
Общества вспомощестсвования, вспоможениячастная
организованная благотворительная помощь; определенная форма
сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе
обществкасса взаимопомощи, капитал, который образуется по-
частные типографии. Сироты-девочки – в девичьи воспитатель-       сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение;
ные заведения, частные пансионаты, к благотворителям, к масте-    миловати – поддерживать, помогать. В XII в. милостыня – бла-
рам. Сироты-мальчики по усмотрению приказов общественного         готворение, добрые дела; милость – милостыня, подаяние; плата,
призрения после окончания гимназии могли продолжать обуче-        жалованье; милование – готовность помочь, оказание милости;
ние в университетах (согласно Указу от 30 декабря 1852 г.).       миление – сострадание. В XIII в. милость – прощение, снисхо-
      Дома трудолюбия – благотворительные заведения, осуще-       ждение; милование – благосклонность, любовь.
ствляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставле-              Мирское призрение – территориальная система помощи в
ния им работы и приюта. Основателем первого Д.т. в России был     XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные ви-
о. Иоанн Кронштадский, в 1881 г. открывший такое заведение.       ды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных; по-
      Зазорные младенцы (незаконнорожденные) – понятие в          печение умалишенных.
XVIII в., применяемое к родившимся детям, чьи родители не со-           Нищелюбие – добродетель, состоящая в оказании помощи
стояли в законном браке.                                          нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных
      Изгой – субъект, в силу каких-либо обстоятельств не свя-    русских князей. По мнению А. Гуревича, “исцеление больных,
занный с крестьянской, родовой, семейной общностью. “Гоить” –     раздача богатств, щедрые подаяния милости” – основные доказа-
принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следо-      тельства святости. В русских летописях они имели определенную
вать ее нормам и ценностным стереотипам. В Уставе о церков-       формулу: многих канонизированных русских князей характери-
ных судах XII в. к И. Относились: попов сын, грамоте не обучен-   зовали как “мнихолюбив”, “страннолюбив”, “нищелюбив”.
ный, холоп, разорившийся купец, “аще князь осиротеет”.                  Нищепитательство – кормление нищих; в XVI в. одна из
      Инвалидные дома – в XIX в. учреждения приказов обще-        открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено
ственного призрения, предназначенные для увечных воинов.          законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст.
      Калика – название происходит от названия греческой обу-     10,73) применительно к людям церкви.
ви – “калиги”, которая надевалась паломниками, отправляющи-             Нищие – определенное сословие, не имеющие собственно-
мися по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий мило-      сти, навыков в трудовой деятельности, промышляющие сбором
стыню обычно во время церковных праздников. В целях взаим-        подаяний, в народных поверьях нищий – посредник между ре-
ной безопасности они объединялись в артели, выбирали себе         альным и потусторонним миром, непременный участник всех по-
атаманов, которые смотрели за нравами.                            хорон и поминок, а также связанных с ними обрядов. К XVII в.
      Милосердие – одна из важнейших христианских доброде-        оформляются определенные “разряды” нищих: богадельные,
телей, исполняемых посредством дел милостей телесных и мило-      кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки. В
стей духовных. Дела милостей телесных: питать алчущих, напо-      XVIII в. институт нищенства объявляется вне закона (Указ от 21
ить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице,     января 1712 года). Трудоспособных нищих определяют насильно
посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погре-     в работные и прядильные дома. Тем не менее это явление про-
бать умерших в убожестве. Духовные дела: обратить грешника от     должает существовать и в XIX в. и в ХХ в., как в его начале, так и
заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближ-     в 90-х годах, приобретая формы профессиональной деятельности
нему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального,     (см. профессиональное нищенство).
не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать          Общества вспомощестсвования, вспоможения – частная
обиды. В XI в. милостыня – милосердие, сострадание, сочувст-      организованная благотворительная помощь; определенная форма
вие, подаяние; милость – милосердие, сострадание, сочувствие;     сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе
благосклонность, особое расположение, любовь; милование –         обществ – касса взаимопомощи, капитал, который образуется по-

                              37                                                                 38