Явления и вещи: Начала философии науки. Мартынович С.Ф. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
ВВЕДЕНИЕ
Философское мышление, ориентированное на осмысление условий
возможности познания мира человеком, осваивает тему познания как тему
отношения явлений нашего опыта к вещам самим по себе, существующим,
как можно предполагать, независимо от мира опыта, от процесса познания.
Тема отношения явления и вещи, мира явлений и мира вещей
рассматривается в предлагаемом вниманию читателя исследовании как тема,
конституирующая становление философии в целом, философии науки в
особенности. Историческое бытие философии и философии науки в ее
контексте есть процесс осознания фундаментальности этой темы или, в
другом модусе речи, этого отношения.
В книге показывается органичная связь общефилософских идей со
специальной проблематикой философии, именуемой философией науки. В
центре исследования находится рассмотрение способов философствования,
способов мировоззренческого освоения опыта бытия человека в мире,
получивших названия догматического, скептического, критического,
антропологического и аналитического философствования.
В контексте этих способов философствования формируются
возможности осмысления природы научного познания.
Компаративистский анализ показывает, что то или иное понимание
природы научного познания (философия науки) формируется на основании
определенных предпосылок мировоззренческого, онтологического,
гносеологического, аксиологического статуса. Способ исследования начал
философии науки, примененный в данной книге, позволяет акцентировать
специфические общефилософские начала проблематики философии науки.
В первой главе на основании анализа классических и современных
подходов формулируется понятие философии науки. Во второй главе
показывается необходимая связь предметности человеческой деятельности с
условиями возможности формирования знания: предметность деятельности
определяет предметность познания и знания, в том числе и знания научного.
В третьей главе проясняется понятие знания и на этой основе уточняется
тема предмета научного знания. Четвертая глава посвящена попытке
прояснить специфику концептуализации опыта отношения к феномену вещи
в содержании мифологического сознания. В пятой главе на основе понятия
наивного реализма показывается специфика догматизации наивно
реалистической позиции как в философии, так и в опыте научного познания.
Выявляется специфика догматической философии науки. Скептическая
реакция на догматическую позицию осмысливается в шестой главе, в
которой подчеркивается апорийная методология скептической философии
науки. Критическая философия и критическая философия науки оценивается
в седьмой главе. Показываются элементы догматического теоретизирования,
свойственные этой концепции. В восьмой и девятой главах показываются
подходы к эмпирическому анализу научных знаний, разработанные в
традиции философии анализа концепции. Антропологическая философия