Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике. Майстренко А.В - 36 стр.

UptoLike

36
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
3.1. АВТОРСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Гипертекст. В 1945 г. Ваневар Буш, научный советник президента
Трумена, проанализировав способы представления информации в виде
отчётов, докладов, проектов, графиков, планов и поняв неэффективность
такого представления, предложил способ размещения информации по
принципу ассоциативного мышления. На базе этого принципа была разра-
ботана модель гипотетической машины МЕМЕКС. Через 20 лет Теодор
Нельсон реализовал этот принцип на ЭВМ и назвал его гипертекстом.
Гипертекстовая технология заключается в том, что текст представля-
ется как многомерный, т.е. с иерархической структурой типа сети. Мате-
риал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране ЭВМ
фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагмента-
ми, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в
одном или нескольких направлениях по выбранной связи.
Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации мате-
риала, разделённого на фрагменты, для каждого из которых указан пере-
ход к другим фрагментам по определённым типам связей. При установле-
нии связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом
случае речь идёт о смысловой, семантической близости связываемых
фрагментов. Следуя указанным связям, можно читать или осваивать мате-
риал в любом порядке. Текст теряет свою замкнутость, становится прин-
ципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая
для них связи с имеющимися фрагментами. Структура текста не разруша-
ется, и вообще у гипертекста нет априорно заданной структуры. Таким
образом, гипертекст это новая технология представления неструкту-
рированного свободно наращиваемого знания. Этим он отличается от дру-
гих моделей представления информации.
Под гипертекстом понимают систему информационных объектов
(статей), объединённых между собой направленными семантическими свя-
зями, образующими сеть. Каждый объект связывается с информационной
панелью экрана, на которой пользователь может ассоциативно выбирать
одну из связей. Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они
могут быть графическими, музыкальными, с использованием средств
мультипликации, аудио- и видеотехники. Обработка гипертекста открыла
новые возможности освоения информации, качественно отличающиеся от
традиционных. Вместо поиска информации по соответствующему поиско-
вому ключу гипертекстовая технология предполагает перемещение от од-
них объектов информации к другим с учётом их смысловой, семантиче-
ской связанности. Обработке информации по правилам формального вы-