Мультимедийные технологии в САПР. Часть 1. Майстренко Н.В - 17 стр.

UptoLike

ных получаются вычитанием вторичных цветов из общего луча света. В этой системе белый цвет появляется как резуль-
тат отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие даёт чёрный цвет.
В последнее время в качестве синонима термина "субтрактивная" иногда используют термин "исключающая". Про-
исхождение этого названия связано с явлением отражения света от покрытой красителем поверхности, а также с тем фак-
том, что при добавлении красителей интенсивность света уменьшается, поскольку свет поглощается тем больше, чем
больше красителя нанесено на поверхность. Нанесение на бумагу трёх базовых цветов: голубого (Cyan), пурпурного
(Magenta) и жёлтого (Yellow) позволяет создать множество субтрактивных цветов.
CMY и CMYK. Существуют две наиболее распространённые версии субтрактивной модели: CMY и CMYK. Первая из
них используется в том случае, если изображение или рисунок будут выводиться на чёрно-белом принтере, позволяющем
заменять чёрный картридж на цветной (color upgrade). В её основе лежит использование трёх субтрактивных (вторичных)
цветов: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и жёлтого (Yellow). Теоретически при смешивании этих цветов на белой
бумаге в равной пропорции получается чёрный цвет.
Однако в реальном технологическом процессе получение чёрного цвета путём смешивания трёх основных цветов
для бумаги неэффективно по трём причинам.
1. Невозможно произвести идеально чистые пурпурные, синие и жёлтые краски. Поэтому цвет получается не чисто
чёрным, а грязно-ко-ричневым.
2. На создание чёрного цвета с помощью модели CMY тратится в три раза больше краски.
3. Любые цветные краски дороже обычных чёрных.
В силу перечисленных факторов при печати чистого чёрного цвета используется добавка дополнительной чёрной
компоненты цвета. Эта технология приводит также к улучшению качества теней и серых оттенков. Интенсивность каж-
дой из четырёх компонент цвета может изменяться в диапазоне от 0 до 100 %. В аббревиатуре модели CMYK использует-
ся буква "K" (последняя буква слова Black) для того, чтобы избежать путаницы, поскольку в английском языке с буквы
"В" начинается не только слово Black (чёрный), но и слово Blue (синий). Встречается еще один вариант трактовки ис-
пользования этой буквы как аббревиатуры термина Key color (ключевой цвет).
CMYK-модель имеет те же два типа ограничений, что и RGB-модель: аппаратная зависимость; ограниченный цвето-
вой диапазон.
В CMYK-модели также нельзя точно предсказать результирующий цвет только на базе численных значений её от-
дельных компонентов. В этом смысле она является даже более аппаратно-зависимой моделью, чем RGB. Это связано с
тем, что в ней имеется большее количество дестабилизирующих факторов, чем в RGB-модели. К ним в первую очередь
можно отнести вариацию состава цветных красителей, используемых для создания печатных цветов. Цветовое ощущение
определяется ещё и типом применяемой бумаги, способом печати и, не в последнюю очередь, внешним освещением. По-
следнее неудивительноведь никакой объект не может отразить цвет, отсутствующий в источнике излучения.
В силу того, что цветные красители имеют худшие характеристики по сравнению с люминофорами, цветовая модель
CMYK имеет более узкий цветовой диапазон по сравнению с RGB-моделью (рис. 4.2). В частности, она не может воспро-
изводить яркие насыщенные цвета, а также ряд специфических цветов, таких, например, как металлический или золоти-
стый.
Рис. 4.2. Сопоставление цветовых охватов RGB- и CMYK-моделей
И профессионалы в области полиграфии, занимающиеся подготовкой и изданием красочных буклетов по живописи,
и специалисты в области рекламы, чьи доходы напрямую связаны с воздействием цветных публикаций на покупателя,
уже давно имеют претензии к стандартной CMYK-модели из-за относительно узкого диапазона воспроизводимых ею цве-
тов. С помощью четырёхцветной печати можно воспроизвести достаточно реалистичные красные цвета, но невозможно
добиться ярких розовых, синих, фиолетовых и многих других цветов. Но даже те цвета, которые хорошо воспроизводятся
с помощью этой модели, часто оказываются недостаточно насыщенными. По этой причине на базе CMYK-модели разра-
ботан ряд новых технологий.
Технология HiFi Color. К настоящему времени создано несколько вариантов HiFi Color. Их общей чертой является
расширение используемых при цветовой печати гаммы цветов за счёт добавления новых цветов к четырём базовым цве-
там CMYK. Одна из таких цветовых систем разработана фирмой Pantone. Её компьютерный вариант PANTONE®
HEXACHROME™ Colors впервые введён в интегрированный пакет CorelDRAW 7. Палитра базируется на цветовой мо-
дели CMYK, дополнительно к четырём цветам которой добавлены два новых цвета: зелёный (G) и оранжевый (О). Это
позволяет существенно расширить диапазон воспроизводимых цветов при офсетной печати и заметно поднять качество
цветопередачи. В настоящее время наряду с шестицветной цветовой системой фирмы Pantone реализованы и другие сис-
темы. Так, в системе HiFi Color 3000 фирмы LinoTipe-Hell для получения ярких красных, зелёных и синих цветов исполь-
зуется семь цветов (три аддитивных RGB-модели и четыре субтрактивных цвета CMYK-модели).