Мультимедийные технологии в САПР. Часть 1. Майстренко Н.В - 16 стр.

UptoLike

Рис. 4.1. Цветовая модель RGB
В графических пакетах цветовая модель RGB используется для создания цветов изображения на экране монитора,
основными элементами которого являются три электронных прожектора и экран с нанесёнными на него тремя разными
люминофорами. Точно так же, как и зрительные пигменты трёх типов колбочек, эти люминофоры имеют разные спек-
тральные характеристики. Но в отличие от глаза они не поглощают, а излучают свет. Один люминофор под действием
попадающего на него электронного луча излучает красный цвет, другойзелёный, третийсиний. Мельчайший элемент
изображения, воспроизводимый компьютером, называется пикселом (pixel от pixture element). При работе с низким раз-
решением отдельные пикселы не видны. Однако если вы будете рассматривать белый экран включенного монитора через
лупу, то увидите, что он состоит из множества отдельных точек красного, зелёного и синего цветов, объединённых в
RGB-элементы в виде триад основных точек. Цвет каждого из воспроизводимых кинескопом пикселов (RGB-элементов
изображения) получается в результате смешивания красного, синего и зелёного цветов входящих в него трёх люмино-
форных точек. При просмотре изображения на экране с некоторого расстояния эти цветовые составляющие RGB-
элементов сливаются, создавая иллюзию результирующего цвета.
Несмотря на то, что цветовая модель RGB достаточно проста и наглядна, при её практическом применении возника-
ют две серьёзные проблемы:
аппаратная зависимость;
ограничение цветового охвата.
Первая проблема связана с тем, что цвет, возникающий в результате смешения цветовых составляющих RGB эле-
мента, зависит от типа люминофора. А поскольку в технологии производства современных кинескопов находят примене-
ние разные типы люминофоров, то установка одних и тех же интенсивностей электронных лучей в случае различных
люминофоров приведёт к синтезу разного цвета. Например, если на электронный блок монитора подать определённую
тройку RGB-значений, скажем R = 98, G = 127 и В = 201, то нельзя однозначно сказать, каков будет результат смешива-
ния. Эти значения всего лишь задают интенсивности возбуждения трёх люминофоров одного элемента изображения. Ка-
кой получится при этом цвет, зависит от спектрального состава излучаемого люминофором света. Поэтому в случае ад-
дитивного синтеза для однозначного определения цвета наряду с установкой триады значений интенсивностей необхо-
димо знать спектральную характеристику люминофора.
Существуют и другие причины, приводящие к аппаратной зависимости RGB-модели даже для мониторов, выпус-
каемых одним и тем же производителем. Это связано, в частности, с тем, что в процессе эксплуатации происходит старе-
ние люминофора и изменение эмиссионных характеристик электронных прожекторов. Для устранения (или по крайней
мере минимизации) зависимости RGB-модели от аппаратных средств используются различные устройства и программы
градуировки.
Цветовой охват (color gamut) это диапазон цветов, который может различать человек или воспроизводить устрой-
ство независимо от механизма получения цвета (излучения или отражения).
Ограниченность цветового охвата объясняется тем, что с помощью аддитивного синтеза принципиально невозмож-
но получить все цвета видимого спектра. В частности, некоторые цвета, такие, как чистый голубой или чистый жёлтый,
не могут быть точно воссозданы на экране. Но несмотря на то, что человеческий глаз способен различать цветов больше,
чем монитор, RGB-модели вполне достаточно для создания цветов и оттенков, необходимых для воспроизводства фото-
реалистических изображений на экране вашего компьютера.
Для того, чтобы однозначно определить цветовую модель RGB, по инициативе двух фирм: Microsoft и HP, она стан-
дартизирована и соответствует цветовому пространству типичного монитора VGA низшего класса. Это так называемое стан-
дартное цветовое пространство для Интернет – sRGB (так называемое standard RGB – стандартное RGB). Сегодня это про-
странство является альтернативой системам управления цветом, использующим ICC-профили, предназначенные для
описания цветового охвата устройств, которые входят в состав настольных издательских систем. В отличие от послед-
них для пользователя Интернета важны простота и компактность файлов.
4.2.2. Субтрактивные цветовые модели
В отличие от экрана монитора, воспроизведение цветов которого основано на излучении света, печатная страница
может только отражать цвет. Поэтому RGB-модель в данном случае неприемлема. Вместо неё для описания печатных
цветов используется модель CMY, базирующаяся на субтрактивных цветах. Субтрактивные цвета в отличие от аддитив-