ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
24
очень много значили для всего общественного устройства и для
каждого человека. Можно лишь отметить , что сейчас подобные обороты
( “ликвидация неграмотности”, “овладение основами хозяйствования” и т.д.)
воспринимаются людьми по меньшей мере с юмором . Но не будем углубляться
в спорные вопросы истории, а вернемся к содержанию статьи Скворцова Л .И .
В начале автор обозначил основную тему разговора и дал ее определение.
Под культурой речи он понимает “владение языковыми нормами” и “умение
использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения и в
соответствии с его целью и содержанием”. Также культура речи – это
языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование
литературного языка как орудия культуры”.
Далее Л . И . Скворцов вспоминает слова С.И . Ожегова о русском
литературном языке и о его активном расширении за счет “народных языковых
навыков”. Это отразилось на нормах языка и на его дальнейшем развитии в
связи с изменениями. Однако Скворцов добавляет, что в целом система норм
русского языка осталась неизменна, что и позволяет литературному языку быть
“связующим звеном разных эпох” и сохранять и накапливать опыт многих
поколений .
В современном автору обществе, где техническая сторона жизни
находится в постоянном развитии, язык по-прежнему остается живым, а не
“технизируется”.
Можно согласиться с автором в том , что интерес к языку растет и это
говорит о том , что культура общества не стоит на месте, она развивается и
находит себя на новых этапах .
Способствуют этому повышению культурного уровня и писатели, и
видные ученые. В статье упоминаются такие имена, как Успенский , Чуковский ,
Леонов , Федин и другие.
Все эти люди – профессионалы в своем деле, они тщательно изучили
исторические особенности развития русского литературного языка, поэтому
могут регулировать и направлять это развитие в будущем . А те, кто
любительски относится к изучению языка и его норм, ограничиваются лишь
голословными определениями, отвлеченными оценками и рассуждениями. Они
не могут руководить изменениями в литературном языке и заниматься
нормализацией русского языка. Этому Л .И . Скворцов также уделяет достаточно
внимания в своей статье.
Далее автор рассматривает понятие нормы , вариантность нормы (как
следствие естественного развития языка) и нормативность современного
русского литературного языка, которая регламентирует употребление
вариантов . Соблюдение норм повышает культуру речи говорящего и
пишущего, и, как следствие этого, укрепляет отношения между ними, что в
свою очередь приводит к повышению образованности общества. А это очень
важно.
Также отмечается , что язык современности обладает “богатым
лексическим фондом , упорядоченной грамматической структурой и
разветвленной стилистической системой”.
24 оч ень много з нач или для всег о об щ ественного у стройства и для каж дого ч еловека. М ож но лишь отметить, ч то сейч ас подоб ны е об ороты (“ликвидация нег рамотности”, “овладение основами х озя йствования ” и т.д.) воспринимаю тся лю дьми поменьшей мерес ю мором. Н онеб у дем у глу б ля ться в спорны евопросы истории, авернемся к содерж анию статьи СкворцоваЛ .И . В нач алеавтор об оз нач ил основну ю тему раз говораи дал ееопределение. Под ку льту рой реч и он понимает “владение я з ы ковы ми нормами” и “у мение использовать вы раз ительны ея з ы ковы есредствав разны х у словия х об щ ения и в соответствии с ег о целью и содерж анием”. Т акж е ку льту ра реч и – это я з ы коведч еская дисциплина, направленная на изу ч ение и совершенствование литерату рногоя зы какак ору дия ку льту ры ”. Д алее Л .И . Скворцов вспоминает слова С.И . О ж егова о ру сском литерату рном я зы кеи оегоактивном расширении засч ет“народны х я з ы ковы х навы ков”. Это отразилось на нормах я зы ка и на его дальнейшем развитии в свя зи с изменения ми. О днако Скворцов доб авля ет, ч тов целом система норм ру сскогоя з ы каосталась неизменна, ч тои поз воля етлитерату рному я зы ку б ы ть “свя зу ю щ им звеном разны х эпох” и сохраня ть и накапливать опы т мног их поколений. В современном автору об щ естве, г де тех нич еская сторона ж изни находится в постоя нном развитии, я з ы к по-преж нему остается ж ивы м, а не “техниз иру ется ”. М ож но согласиться с автором в том, ч то интерес к я зы ку растет и это говорит о том, ч то ку льту ра об щ ества не стоит на месте, она развивается и находитсеб я нановы х этапах . Способ ству ю т этому повы шению ку льту рног о у ровня и писатели, и видны еу ч ены е. В статьеу поминаю тся такие имена, как У спенский, Ч у ковский, Л еонов, Ф един идру г ие. В се эти лю ди – проф ессионалы в своем деле, они тщ ательно из у ч или историч еские особ енности развития ру сского литерату рног о я зы ка, поэтому мог у т регу лировать и направля ть это развитие в б у ду щ ем. А те, кто лю б ительски относится к изу ч ению я зы ка и ег о норм, огранич иваю тся лишь голословны ми определения ми, отвлеч енны ми оценками и рассу ж дения ми. О ни не могу т ру ководить изменения ми в литерату рном я зы ке и з аниматься нормализацией ру сског оя зы ка. Этому Л .И . Скворцов такж еу деля етдостаточ но внимания в своей статье. Д алее автор рассматривает поня тие нормы , вариантность нормы (как следствие естественного развития я зы ка) и нормативность современного ру сского литерату рног о я зы ка, которая рег ламентиру ет у потреб ление вариантов. Соб лю дение норм повы шает ку льту ру реч и г оворя щ его и пишу щ его, и, как следствие этого, у крепля ет отношения меж ду ними, ч то в свою оч ередь приводит к повы шению об разованности об щ ества. А это оч ень важ но. Т акж е отмеч ается , ч то я з ы к современности об ладает “б огаты м лексич еским ф ондом, у поря доч енной грамматич еской стру кту рой и разветвленной стилистич еской системой”.