Составители:
Рубрика:
34
К фигуре говорящего лица традиционная грамматика об-
ращалась, трактуя категорию времени. Между говорящим лицом,
созданным им текстом и отображенным в тексте миром возника-
ет в объемном темпоральном пространстве текста соотношение
трех временных планов [Золотова 2002: 7 -8]:
Т1 – время в мире, существующее вне текста, это объек-
тивная, физическая категория. Осознание ее, упорядочивание
времени
человеком - категория гносеологически-когнитивная,
рождающая хронологию. Физическое время однолинейно, необ-
ратимо, непрерывно, неподвластно человеку. Для некоторых тек-
стов значима дата, содержание текста может вписываться в ка-
кой-то отрезок времени Т1, но это не обязательный признак тек-
ста.
Непременным условием построения текста является единое
событийное время Т2 – релятивная, таксисная связь
всех преди-
катов текста в смысле одновременности/последовательности,
предшествования/ следования. Т2 – время в тексте - категория
креативная, творимая говорящим, оно неоднонаправленно, обра-
тимо, дискретно, многолинейно, подвластно субъекту говоряще-
му. При этом креативность понимается как плод воображения ав-
тора, творящего свой художественный мир, и как принятый гово-
рящим порядок изложения реальных событий. Порядок
таксис-
ных связей событий подчинен воле автора, его перцептивному
движению Т2 относительно событий, сенсорному или менталь-
ному представлению содержания. Без автора нет возможности
смотреть на время действия из какой-то определенной временной
точки [Лихачев 1971: 265-266].
Т3 – время перцептивное, это пространственно-
темпоральная позиция говорящего/перцептора, его перемещаю-
щийся "наблюдательный пункт". В его
власти - оказаться в хро-
нотопе происходящего, либо передвинуться по горизонтали в
прошедшее или будущее по отношению к происходящему, либо
подняться по вертикали над конкретным событием на ступень его
узуального суммирования или всевременного обобщения. В его
воле - темп движения времени, насыщенность переживаемым или
пустота.
Сложные связи явлений и вместе с тем
ощущение динами-
ки, развития потока событий структурируются прежде всего ви-
К фигуре говорящего лица традиционная грамматика об- ращалась, трактуя категорию времени. Между говорящим лицом, созданным им текстом и отображенным в тексте миром возника- ет в объемном темпоральном пространстве текста соотношение трех временных планов [Золотова 2002: 7 -8]: Т1 – время в мире, существующее вне текста, это объек- тивная, физическая категория. Осознание ее, упорядочивание времени человеком - категория гносеологически-когнитивная, рождающая хронологию. Физическое время однолинейно, необ- ратимо, непрерывно, неподвластно человеку. Для некоторых тек- стов значима дата, содержание текста может вписываться в ка- кой-то отрезок времени Т1, но это не обязательный признак тек- ста. Непременным условием построения текста является единое событийное время Т2 – релятивная, таксисная связь всех преди- катов текста в смысле одновременности/последовательности, предшествования/ следования. Т2 – время в тексте - категория креативная, творимая говорящим, оно неоднонаправленно, обра- тимо, дискретно, многолинейно, подвластно субъекту говоряще- му. При этом креативность понимается как плод воображения ав- тора, творящего свой художественный мир, и как принятый гово- рящим порядок изложения реальных событий. Порядок таксис- ных связей событий подчинен воле автора, его перцептивному движению Т2 относительно событий, сенсорному или менталь- ному представлению содержания. Без автора нет возможности смотреть на время действия из какой-то определенной временной точки [Лихачев 1971: 265-266]. Т3 – время перцептивное, это пространственно- темпоральная позиция говорящего/перцептора, его перемещаю- щийся "наблюдательный пункт". В его власти - оказаться в хро- нотопе происходящего, либо передвинуться по горизонтали в прошедшее или будущее по отношению к происходящему, либо подняться по вертикали над конкретным событием на ступень его узуального суммирования или всевременного обобщения. В его воле - темп движения времени, насыщенность переживаемым или пустота. Сложные связи явлений и вместе с тем ощущение динами- ки, развития потока событий структурируются прежде всего ви- 34
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »