Жанры политической коммуникации. Миронова П.О. - 2 стр.

UptoLike

Составители: 

3
Предисловие
Политикаэто особый сложный вид деятельности, тесно
связанный со сферой речевого воздействия. Политический публич-
ный язык формируется в рамках массовой коммуникации и пред-
выборных митингов. Известно, что сфера политического общения
традиционно считается важнейшей областью, определяющей спе-
цифику общественного сознания. Поэтому актуальной задачей
является ознакомление студентов с основными понятиями и кон-
цепциями
современных исследований политического дискурса.
Предлагаемый курс рассчитан на 36 часов лекционных и се-
минарских занятий.
Основная задача курсадать представление о современном
политическом языке. Одна из возможностей сделать этоописать
жанры, активно используемые при продуцировании текстов в по-
литической коммуникации.
Практическая часть ориентирована на то, чтобы научить
студентов анализировать и создавать
политические тексты, видеть
в них обязательные и факультативные элементы того или иного
жанра и использовать полученные знания в языковой практике.
Большая часть тем завершается заданиями, которые связаны
с анализом текстовых фрагментов. Некоторые тексты взяты из ра-
боты: Черепанова И. Заговор народа. М., 2002.
Форма контроля: оценивается работа студентов на практи-
ческих
и семинарских занятиях.
Лекционный и практический курс «Жанры политической
коммуникации» ориентирован на профессиональную подготовку
студентов по специальности 350400 «Связи с общественностью»,
520300 «Филология», 520600 «Журналистика».
4
Занятие 1
Значимые исторические этапы
в развитии публичной политической коммуникации
1. Охарактеризуйте источники современных жанров поли-
тического красноречия (монументальные надписи, опровергаю-
щие эдикты, графити и т. д.). Каким образом и когда зародились
жанры политической биографии, политической программы, поли-
тических призывов, обличения политических противников?
2. Определите функциональную нагрузку представленных
ниже образцов текстов.
Образцы монументальных надписей:
«Два столба из белого камня, из коих на одном ассирий-
скими, а на другом эллинскими буквами вырезаны имена всех на-
родов, коих он вел за собой, а вел он всех, над коими властвовал»;
«Тогда Нингирсу, лучший воин Энлиля, сразился с людьми
Уммы, повинуясь его (повелителя) верному слову. По слову Энлиля
он набросил на них большую сеть и нагромоздил здесь и там их
скелеты» (Цит. по: Черепанова И. Заговор народа. М., 2002. С. 55).
Образцы графити:
«Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста»
«Рыбаки, выбирайте эдилом Поппидия Руфа»
«Если кто отвергает Квинтия, то да усядется рядом с
ослом(Цит. по: Черепанова И. Заговор народа. М., 2002. С. 57).
3. Рассмотрите жанр «проработка» как особый советский
тип осуждения, который является реализацией наиболее характер-
ных черт политической риторики советского времени. Какова эво-
люция жанра за 70-летний период существования?
3.1. Проанализируйте композиционную и
смысловую струк-
туру жанра проработки (Рыбаков А.Н. Дети Арбата)
3.2. Опишите внутрижанровые стратегии участников полилога.
4. Эволюция типов убеждающих речей в процессе становле-
ния русской политической риторики. Заполните таблицу, обращая
внимание на жанры, которые превалировали в тот или иной пери-
од (до XVI века, XVI–XVII вв., XVIII в., XIX в., XX в.) и были ха-
рактерны для ораторической, гомилетической, символической и
дидактической традиций.
                         Предисловие                                                      Занятие 1
                                                                                 Значимые исторические этапы
      Политика – это особый сложный вид деятельности, тесно
                                                                       в развитии публичной политической коммуникации
связанный со сферой речевого воздействия. Политический публич-
ный язык формируется в рамках массовой коммуникации и пред-             1. Охарактеризуйте источники современных жанров поли-
выборных митингов. Известно, что сфера политического общения      тического красноречия (монументальные надписи, опровергаю-
традиционно считается важнейшей областью, определяющей спе-       щие эдикты, графити и т. д.). Каким образом и когда зародились
цифику общественного сознания. Поэтому актуальной задачей         жанры политической биографии, политической программы, поли-
является ознакомление студентов с основными понятиями и кон-      тических призывов, обличения политических противников?
цепциями современных исследований политического дискурса.               2. Определите функциональную нагрузку представленных
      Предлагаемый курс рассчитан на 36 часов лекционных и се-    ниже образцов текстов.
минарских занятий.                                                      Образцы монументальных надписей:
      Основная задача курса – дать представление о современном          • «Два столба из белого камня, из коих на одном ассирий-
политическом языке. Одна из возможностей сделать это – описать    скими, а на другом эллинскими буквами вырезаны имена всех на-
жанры, активно используемые при продуцировании текстов в по-      родов, коих он вел за собой, а вел он всех, над коими властвовал»;
литической коммуникации.                                                • «Тогда Нингирсу, лучший воин Энлиля, сразился с людьми
      Практическая часть ориентирована на то, чтобы научить       Уммы, повинуясь его (повелителя) верному слову. По слову Энлиля
студентов анализировать и создавать политические тексты, видеть   он набросил на них большую сеть и нагромоздил здесь и там их
в них обязательные и факультативные элементы того или иного       скелеты» (Цит. по: Черепанова И. Заговор народа. М., 2002. С. 55).
жанра и использовать полученные знания в языковой практике.             Образцы графити:
      Большая часть тем завершается заданиями, которые связаны          • «Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста»
с анализом текстовых фрагментов. Некоторые тексты взяты из ра-
                                                                        • «Рыбаки, выбирайте эдилом Поппидия Руфа»
боты: Черепанова И. Заговор народа. М., 2002.
      Форма контроля: оценивается работа студентов на практи-
                                                                        • «Если кто отвергает Квинтия, то да усядется рядом с
                                                                  ослом!» (Цит. по: Черепанова И. Заговор народа. М., 2002. С. 57).
ческих и семинарских занятиях.
                                                                        3. Рассмотрите жанр «проработка» как особый советский
      Лекционный и практический курс «Жанры политической
                                                                  тип осуждения, который является реализацией наиболее характер-
коммуникации» ориентирован на профессиональную подготовку
                                                                  ных черт политической риторики советского времени. Какова эво-
студентов по специальности 350400 «Связи с общественностью»,
                                                                  люция жанра за 70-летний период существования?
520300 «Филология», 520600 «Журналистика».
                                                                        3.1. Проанализируйте композиционную и смысловую струк-
                                                                  туру жанра проработки (Рыбаков А.Н. Дети Арбата)
                                                                        3.2. Опишите внутрижанровые стратегии участников полилога.
                                                                        4. Эволюция типов убеждающих речей в процессе становле-
                                                                  ния русской политической риторики. Заполните таблицу, обращая
                                                                  внимание на жанры, которые превалировали в тот или иной пери-
                                                                  од (до XVI века, XVI–XVII вв., XVIII в., XIX в., XX в.) и были ха-
                                                                  рактерны для ораторической, гомилетической, символической и
                                                                  дидактической традиций.

                              3                                                                   4