История и методология химии. История становления учения о сложном строении атома. Миттова И.Я - 4 стр.

UptoLike

Рубрика: 

4
Электрон должен быть доминирующим фактором в
химической теории, и нужно искать объяснения
химическим явлениям , пользуясь представлениями теории
электронов.
Дж . Дж . Томсон
ВВЕДЕНИЕ
Когда древнегреческие философы-материалисты Левкипп и Демокрит
впервые стали обсуждать понятие атом (
ατωµωσ
), они представляли его как
мельчайшую конечную неделимую частицу вещества. Для Демокрита все
атомы были подобны, неделимы, несжимаемы, не имели начала и конца . Одна
из отличительных сторон атомистической системы Демокрита состоит в
допущении существования пустоты. Как следствие отсюда вытекало понятие о
непрерывности материи. Другой важной стороной этого учения является
утверждение о принципе причинности.
Как ни парадоксально , все высказывания древнегреческого философа-
материалиста относительно атома звучат удивительно современно . Однако для
большинства современников Демокрита (и особенно для Аристотеля) понятие о
материальной частице , которую нельзя расщепить на более мелкие частицы ,
казалось чрезвычайно парадоксальным . Осознать и принять эти концепции
Демокрита они так и не смогли. Тем не менее, нельзя категорично утверждать,
что его учение было полностью отвергнуто. Живший позднее древнегреческий
философ Эпикур
использовал элементы атомизма Демокрита в своем учении.
Эпикурейцы имели немало приверженцев и в последующие века . Одним из них
был древнеримский поэт Тит Лукреций Кар. Он изложил взгляды Демокрита и
Эпикура в своей поэме “О природе вещей” , по мнению многих, лучшей из
когда либо написанных дидактических поэм.
Несмотря на то, что оригиналы трудов Демокрита и Эпикура были
утрачены (остались лишь обрывки цитат ), поэма Лукреция сохранилась
полностью и донесла атомистическое учение до тех дней, когда появились
новые научные методы, которые и привели атомизм к окончательной победе .
Практически две тысячи лет в умах ученых господствовали представления
Аристотеля о четырех элементах. В течение чрезвычайно длительного по
времени алхимического периода развитие химических знаний происходило в
условиях безусловного доминирования Аристотелевых воззрений на строение
окружающего мира.
                                               4




                            Э ле ктро н до лж е н быт ь до минирую щ им факто ро м в
                            химиче ско й т е о рии, и нуж но       искат ь о бъясне ния
                            химиче ским яв ле ниям, по льзуясь пре дст ав ле ниями т е о рии
                            эле ктро но в .

                                               Д ж . Д ж . Т омс он


     В В Е Д Е НИЕ

       К о гда дре в не гре че ские фило со фы-мат е риалист ы Ле в кипп и Д е мо крит
в пе рв ые ст али о бсуж дат ь по нят ие “ ат ом” (ατωµωσ), о ни пре дст ав ляли е го как
ме льчайш ую ко не чную не де лимую част ицу в е щ е ст в а. Д ля Д е мо крит а в се
ат о мы были по до бны, не де лимы, не сж имае мы, не име ли начала и ко нца. О дна
из о т личит е льных ст о ро н ат о мист иче ско й сист е мы Д е мо крит а со ст о ит в
до пущ е нии сущ е ст в о в ания пуст о т ы. К аксле дст в ие о т сю да в ыт е кало по нят ие о
н е пре ры вн ос т и мат е рии. Д руго й в аж но й ст о ро но й эт о го уче ния яв ляе т ся
ут в е рж де ние о принципе причинно ст и.
       К ак ни парадо ксально , в се в ысказыв ания дре в не гре че ско го фило со фа-
мат е риалист а о т но сит е льно ат о ма зв учат удив ит е льно со в ре ме нно . О днако для
бо льш инст в а со в ре ме ннико в Д е мо крит а (и о со бенно дляАрист о т е ля) по нят ие о
мат е риально й част ице , ко т о рую не льзя расщ е пит ь на бо ле е ме лкие част ицы,
казало сь чре зв ычайно парадо ксальным. О со знат ь и принят ь эт и ко нце пции
Д е мо крит а о ни т аки не смо гли. Т е м не ме не е , не льзя кат е го рично ут в е рж дат ь,
чт о е го уче ние было по лно ст ью о т в е ргнут о . Ж ив ш ий по здне е дре в не гре че ский
фило со ф Э пикур испо льзо в ал эле ме нт ы ат о мизма Д е мо крит а в св о е м уче нии.
Э пикуре йцы име ли не мало прив е рж е нце в и в по сле дую щ ие в е ка. О дним из них
был дре в не римский по эт Т ит Лукре ций К ар. О н изло ж ил в згляды Д е мо крит а и
Э пикура в св о е й по эме “ О приро де в е щ е й” , по мне нию мно гих, лучш е й из
ко гда либо написанных дидактиче ских по эм.
       Не смо т ря на т о , чт о о ригиналы т рудо в Д е мо крит а и Э пикура были
ут раче ны (о ст ались лиш ь о брыв ки цит ат ), по эма Лукре ция со хранилась
по лно ст ью и до не сла ат о мист иче ско е уче ние до т е х дне й, ко гда по яв ились
но в ые научные ме т о ды, ко т о рые и прив е ли ат о мизм ко ко нчат е льно й по беде .
       Практиче ски дв е т ысячи ле т в умах уче ных го спо дст в о в али пре дст ав ле ния
Арист о т е ля о че т ыре х эле ме нт ах. В т е че ние чре зв ычайно длит е льно го по
в ре ме ни алхимиче ско го пе рио да разв ит ие химиче ских знаний про исхо дило в
усло в иях безусло в но го до миниро в ания Арист о т е ле в ых в о ззре ний на ст ро е ние
о круж аю щ е го мира.