ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Литература серебряного века
1. «Время, интереснейшее пестротой своих противоречий и обилием их»
(М . Горький). Основные философско-эстетические концепции начала XX века :
кризис позитивизма, «неонародничество», русское ницшеанство, развитие мар-
ксизма, религиозно-мистическая философия (В. С. Соловьев и «софианская»
школа , Н. А. Бердяев, В. В. Розанов и др.).
Осмысление судеб русского реализма в отечественном литературоведе-
нии: новые аспекты концепции личности, «сгущение» стиля, размывание жан-
ровых границ, лирико-импрессионистическое начало, роль символики.
Возникновение модернистского искусства, сложность сосуществования в
литературном процессе двух литературно-художественных направлений: реа -
лизма и модернизма.
2. И. А. Бунин как наследник идейно-художественного опыта русской
классической литературы . Поэзия Бунина, ее традиционность и своеобразие.
Формирование «антропокосмической» (О. В. Сливицкая) концепции Бунина.
«Прапамять» и историзм художественного мышления.
Эволюция темы деревни и разрушения «дворянских гнезд» (от рассказов
1890-х гг. до «Деревни» и «Суходола»). Исследование противоречий нацио-
нального характера . Любовь как «солнечный удар» .
«Окаянные дни»: проблематика , жанр. Эмигрантская проза писателя 20-х
– 40-х годов.
3.Сложность эстетической позиции Л. Н. Андреева, «промежуточность»
его творчества в литературном процессе, синтетичность художественного ме-
тода. Традиционные реалистические темы ранних рассказов («маленького че-
ловека», «униженных и оскорбленных») и необычность их решения: отказ от
индивидуализации характера , мотив рока , тяготение к символике, неоднознач-
ность финалов. Концепция жизни и смерти в экспрессионистических рассказах.
Повесть «Жизнь Василия Фивейского» как этапное произведение для Л. Н. Ан-
дреева и философской прозы начала века (специфика богоборчества, характер
психологизма, роль стилизации).
Художественные принципы андреевской драматургии, «точки соприкос-
новения» с символизмом, предвосхищение «эпического театра» Б. Брехта. Пье-
са «Жизнь человека», ее программный характер.
4. «Неореализм» в русской литературе второй половины 1900-х – 1910-х
годов. Различные подходы к этому термину (К. Д . Муратова , В. А. Келдыш и
др.).
3 ПРОГРА М М А ЛЕКЦИОННОГО КУ РС А Ли т ерат ура с еребряноговек а 1. «Врем я, ин т ересн ейш ее п ест рот ой своих п рот иворечий и обилием их » (М . Горький). Осн овн ые ф илософ ско-эст ет ические кон цеп ц ии н а ча ла XX века : кризис п озит ивизм а , «н еон а род н ичество», ру сское н ицш еа н ство, ра звит ие м а р- ксизм а , религиозн о-м ист ическа я ф илософ ия (В. С . С оловьев и «соф иа н ска я» ш кола , Н. А. Б ерд яев, В. В. Роза н ов и д р.). Осм ыслен ие су д еб ру сского реа лизм а в от ечест вен н ом лит ера т у ровед е- н ии: н овые а сп ект ы кон цеп ции личн ост и, «сгу щ ен ие» ст иля, ра зм ыва н ие ж а н - ровых гра н иц, лирико-им п рессион ист ическое н а ча ло, роль сим волики. Возн икн овен ие м од ерн ист ского иску сст ва , слож н ост ь сосу щ ест вова н ия в лит ера т у рн ом п роц ессе д ву х лит ера т у рн о-х у д ож ествен н ых н а п ра влен ий: реа - лизм а и м од ерн изм а . 2. И. А. Б у н ин ка к н а след н ик ид ейн о-х у д ож ествен н ого оп ыт а ру сской кла ссической лит ера т у ры. Поэзия Б у н ин а , ее т ра д ицион н ост ь и своеобра зие. Ф орм ирова н ие «а н т роп окосм ической» (О. В. С ливиц ка я) кон цеп ции Б у н ин а . «Пра п а м ять» и ист оризм х у д ож ест вен н ого м ыш лен ия. Э волю ц ия т ем ы д еревн и и ра зру ш ен ия «д ворян ских гн езд » (от ра сска зов 1890-х гг. д о «Д еревн и» и «С у х од ола »). Исслед ова н ие п рот иворечий н а цио- н а льн ого х а ра кт ера . Лю бовь ка к «солн ечн ый у д а р». «Ока ян н ые д н и»: п роблем а т ика , ж а н р. Э м игра н т ска я п роза п иса т еля 20-х –40-х год ов. 3.С лож н ост ь эст ет ической п озиции Л. Н. А н д реева , «п ром еж у т очн ость» его т ворчест ва в лит ера т у рн ом п роцессе, син т ет ичн ост ь х у д ож ест вен н ого м е- т од а . Т ра д ицион н ые реа лист ические т ем ы ра н н их ра сска зов («м а лен ького че- ловека », «у н иж ен н ых и оскорблен н ых ») и н еобычн ост ь их реш ен ия: отка з от ин д ивид у а лиза ции х а ра кт ера , м от ив рока , т ягот ен ие к сим волике, н еод н озн а ч- н ост ь ф ин а лов. Кон цеп ция ж изн и и см ерт и в эксп рессион ист ических ра сска за х . Повест ь «Ж изн ь Ва силия Ф ивейского» ка к эт а п н ое п роизвед ен ие д ля Л. Н. А н - д реева и ф илософ ской п розы н а ча ла века (сп ециф ика богоборчест ва , х а ра кт ер п сих ологизм а , роль ст илиза ции). Х у д ож ествен н ые п рин цип ы а н д реевской д ра м а т у ргии, «точки соп рикос- н овен ия» с сим волизм ом , п ред восх ищ ен ие «эп ического т еа т ра » Б . Б рех т а . Пье- са «Ж изн ь человека », ее п рогра м м н ый х а ра кт ер. 4. «Неореа лизм » в ру сской лит ера т у ре второй п оловин ы 1900-х –1910-х год ов. Ра зличн ые п од х од ы к этом у т ерм ин у (К. Д . М у ра т ова , В. А . Келд ыш и д р.).