История русской литературы XX века (1890-1930-е гг.). Молчанова Н.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
«Конкретный жест любви» в ранней лирике А. Ахматовой.
«Архитектурное» начало, переплетение различных культурно-истори -
ческих пластов в книгах О. Мандельштама «Камень» и «Tristiа».
9. Генезис русского футуризма, основные школы: кубофутуризм , эгофу-
туризм , «мезонин поэзии», «центрифуга». Нигилистическое отношение к куль-
туре прошлого, эпатирующий антиэстетизм , установка на «свободное» искус-
ство, культ «самовитого» слова.
«Душа стремится в примитив» (И. Северянин ). Издание и изучение про -
изведений И. Северянина в современном литературоведении.
Тождество «стиха и стихии», теория времени и числа у В. Хлебникова.
Трагедийное начало в ранней лирике В. Маяковского («Я», «Облако в
штанах», «Владимир Маяковский» ).
Литература 1920-х 1930-х годов
10. Разделение русской литературы на два потока : советская и эмигрант-
ская. Отношение к «наследству», художественным традициям внутри каждого
из них .
«Амбивалентность» советской литературы 1920-х годов: пафос пересоз-
дания мира , идея опрощения (человека и культуры ), проблемы гуманизма,
взаимоотношения массы и личности, конфликт между мировоззренческими ус-
тановками и художественным видением . Многообразие методов и стилей: со-
циалистический реализм , «орнаментальная проза», интенсификация сказовых
форм .
«Новый человек» в прозе 20-х гг., разные варианты его воплощения
(К. Федин , А. Фадеев, Д . Фурманов, М . Шолохов). Роман М. Шолохова «Тихий
Дон», споры вокруг него.
11. Противостояние человека и государства в художественном мире
А. Платонова (от «Епифанских шлюзов», через «Сокровенного человека» до
«Котлована»). Сквозные сюжеты платоновской прозы. Образ ребенка у А. Пла -
тонова, символика материнского и отцовского начал. Трагическая концепция
мира в романе «Чевенгур» . Мифопоэтическое мироощущение в повести
«Джан». История изучения творчества писателя в ВГУ .
12. Утопии и антиутопии ранней советской литературы . Мифы «пролет -
культовские» и «неокрестьянские», их реализация в поэзии и прозе. Роман
Е. Замятина «Мы» как обнажение конфликта между традиционными ценностя-
ми русской культуры и новой революционной моралью . Дневниковая форма
повествования, особенности композиции и построения образов. Влияние рома-
на на развитие жанра антиутопии в мировой литературе .
13.Творческое самоопределение М. Булгакова. Проблема «эволюция
революция» в его ранних произведениях . Сатира 20-х годов (повести «Дьяво-
                                           5




        «Кон крет н ый ж ест лю бви» в ра н н ей лирике А. А х м а т овой.
        «Арх ит ект у рн ое» н а ча ло, п ереп лет ен ие ра зличн ых ку льт у рн о-истори-
ческих п ла стов в кн ига х О. М а н д ельш т а м а «Ка м ен ь» и «Tristiа ».
        9. Ген езис ру сского ф у т у ризм а , осн овн ые ш колы: ку боф у т у ризм , эгоф у -
т у ризм , «м езон ин п оэзии», «цен т риф у га ». Нигилист ическое от н ош ен ие к ку ль-
т у ре п рош лого, эп а т иру ю щ ий а н т иэст ет изм , у ст а н овка н а «свобод н ое» иску с-
ст во, ку льт «са м овитого» слова .
        «Д у ш а ст рем ит ся в п рим ит ив» (И. С еверян ин ). Изд а н ие и изу чен ие п ро-
извед ен ий И. С еверян ин а в соврем ен н ом лит ера т у ровед ен ии.
        Т ож д ест во «ст их а и ст их ии», т еория врем ен и и числа у В. Х лебн икова .
        Т ра гед ийн ое н а ча ло в ра н н ей лирике В. М а яковского («Я », «Обла ко в
        ш т а н а х », «Вла д им ирМ а яковский»).

                     Ли т ерат ура 1920-х – 1930-х год ов

        10. Ра зд елен ие ру сской лит ера т у ры н а д ва п отока : совет ска я и эм игра н т -
ска я. От н ош ен ие к «н а след ст ву », х у д ож ест вен н ым т ра д иц иям вн у т ри ка ж д ого
из н их .
        «Ам бива лен т н ост ь» совет ской лит ера т у ры 1920-х год ов: п а ф ос п ересоз-
д а н ия м ира , ид ея оп рощ ен ия (человека и ку льт у ры), п роблем ы гу м а н изм а ,
вза им оот н ош ен ия м а ссы и личн ост и, кон ф ликт м еж д у м ировоззрен ческим и у с-
т а н овка м и и х у д ож ест вен н ым вид ен ием . М н огообра зие м етод ов и ст илей: со-
циа лист ический реа лизм , «орн а м ен т а льн а я п роза », ин т ен сиф ика ция ска зовых
ф орм .
         «Новый человек» в п розе 20-х гг., ра зн ые ва риа н т ы его воп лощ ен ия
(К. Ф ед ин , А . Ф а д еев, Д . Ф у рм а н ов, М . Ш олох ов). Ром а н М . Ш олох ова «Т их ий
Д он », сп оры вокру г н его.
        11. Прот ивост оян ие человека и госу д а рст ва в х у д ож ествен н ом м ире
А . Пла т он ова (от «Еп иф а н ских ш лю зов», через «С окровен н ого человека » д о
«Кот лова н а »). С квозн ые сю ж ет ы п ла т он овской п розы. Обра з ребен ка у А . Пла -
т он ова , сим волика м а т ерин ского и от цовского н а ча л. Т ра гическа я кон ц еп ция
м ира в ром а н е «Ч евен гу р». М иф оп оэт ическое м ироощ у щ ен ие в п овест и
«Д ж а н ». История изу чен ия т ворчест ва п иса т еля в ВГУ .
        12. У т оп ии и а н т иу топ ии ра н н ей советской лит ера т у ры. М иф ы «п ролет -
ку льтовские» и «н еокрест ьян ские», их реа лиза ция в п оэзии и п розе. Ром а н
Е. За м ят ин а «М ы» ка к обн а ж ен ие кон ф ликт а м еж д у тра д иц ион н ым и цен н ост я-
м и ру сской ку льт у ры и н овой револю цион н ой м ора лью . Д н евн икова я ф орм а
п овест вова н ия, особен н ост и ком п озиции и п ост роен ия обра зов. Влиян ие ром а -
н а н а ра звит ие ж а н ра а н т иу т оп ии в м ировой лит ера т у ре.
        13.Т ворческое са м ооп ред елен ие М . Б у лга кова . Проблем а «эволю ция –
револю ция» в его ра н н их п роизвед ен иях . С а т ира 20-х год ов (п овест и «Д ьяво-