Введение в языкознание: Научно-методическое пособие. Назарова И.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
языке ударение всегда на первом слоге , в польском на предпоследнем, в
большинстве тюркских языков на последнем. Такое ударение называется
фиксированным
(несвободным).
Ударение в русском языке не только свободное , но и подвижное . В
одном и том же слове в разных его формах ударение может падать на
разные слоги . Например, рукá рýку , стенá стéны , гóрод городá.
В русском языке ударение играет очень большую роль. Ударение
может различать смысл , значения слов . Ударение выполняет
смыслоразличительную функцию
: домá дóма, стоúт стóит, дорóга
дорогá. Ударение также может различать грамматические формы одного
и того же слова: гóрода родительный падеж , единственное число; городá
именительный падеж , множественное число; узнáют совершенный вид
глагола, узнаю́т несовершенный вид глагола.
Мы видим , что ударение выполняет ряд функций . Главная функция
ударения объединяющая. Она формирует фонетическое единство слова.
Обычно ударный слог объединяет вокруг себя несколько безударных
слогов . Как правило, их бывает пять- шесть. Если слогов в слове больше, то
появляется дополнительное , второстепенное ударение , например,
лáбиализóванный.
Одно ударение может объединять несколько слов . Обычно это
знаменательное и служебное слово: зá городом, пó воду. При этом
ударение переносится на предлог. Нередко служебные слова не имеют
ударения. Безударные слова, примыкающие к знаменательным словам и
объединённые с ними одним ударением, называются проклитиками (не
знáл, я был дóма) или энклитиками (чтó же? знáл ли ? ).
§ 2. С ударением тесно связана интонация (от латинского слова
intonare громко произносить).
Интонация - это ритмомелодический
строй речи, основанный на повышении и понижении тона при
произнесении.
Интонация является важным средством формирования высказывания
и его смысла. По роли в речи следует различать два типа интонации
интеллектуальную и эмоциональную .
Интонация в современном русском языке может быть
повествовательной , вопросительной и побудительной , она может
передавать резкий переход от одной мысли к другой , ожидание , надежду и
т.д. С помощью интонации можно передать тончайшие оттенки мысли,
чувства и воли.
В русских фразах рисунками мелодического движения голоса
различаются следующие
интонационные конструкции
(ИК):
1 1
ИК-1. Наступила зима. Земля покрыта снегом.
2 2
ИК-2. Как вас зовут? Я ходил в театр , а не в кино .
3 3
ИК-3. У тебя есть сестра? Войдя в комнату, гость остановился.
                                           14
яз ы ке ударе ние в се г данапе рв ом слог     е , в польском – напре дпосле дне м, в
больш инств е тю ркских яз ы ков – напосле дне м. Т акое ударе ние наз ы в ае тся
ф иксированным (не св ободны м).
      У даре ние в русском яз ы ке не только св ободное , но и подв иж ное . В
одном и том ж е слов е в раз ны х е г         о ф ормах ударе ние мож е т падать на
раз ны е слог   и. Н априме р, рукá – рýку, с тенá – с тéны , гóро д – го ро д á.
      В русском яз ы ке ударе ние иг         рае т оче нь больш ую роль. У даре ние
мож е т раз личать смы сл, з наче ния слов . У даре ние в ы полняе т
см ыслоразличительную ф ункцию : д о м á – д óм а , с то úт – с тóи т, д о рóга
– д о ро гá. У даре ние такж е мож е траз личатьг      рамматиче ские ф ормы одног     о
итог   о ж е слов а: гóро д а – родите льны й паде ж , е динств е нное число; го ро д á
– име ните льны й паде ж , множ е ств е нное число; узнáют – сов е рш е нны й в ид
г лаг ола, узна ю́ т – не сов е рш е нны й в ид г лаг ола.
      М ы в идим, что ударе ние в ы полняе т ряд ф ункций. Глав ная ф ункция
ударе ния – объе диняю щ ая. О на ф ормируе т ф оне тиче ское е динств о слов а.
О бы чно ударны й слог объе диняе т в округ се бя не сколько бе з ударны х
слог  ов . К ак прав ило, их бы в ае тпять-ш е сть. Е слислог   ов в слов е больш е , то
появ ляе тся дополните льное , в торосте пе нное ударе ние , наприме р,
лáби а ли зóв а нны й .
      О дно ударе ние мож е т объе динять не сколько слов . О бы чно это
з наме нате льное и служ е бное слов о: зá го ро д о м , пó в о д у. При этом
ударе ние пе ре носится на пре длог        . Н е ре дко служ е бны е слов а не име ю т
ударе ния. Бе з ударны е слов а, примы каю щ ие к з наме нате льны м слов ам и
объе динённы е с ними одним ударе ние м, наз ы в аю тся проклитиками (не
знáл, я бы лд óм а ) илиэнклитиками(чтó ж е? знáлли ?).

      § 2. С ударе ние м те сно св яз ана интонация (от латинског           о слов а
intonare – г   ромко произ носить). И нтонация - это ритм ом елод ический
строй речи, основанный на повыш ении и пониж ении тона при
произнесении.
      И нтонация яв ляе тся в аж ны м сре дств ом ф ормиров ания в ы сказ ы в ания
иег  о смы сла. По роли в ре чи сле дуе т раз личать дв а типа интонации –
инте лле ктуальную иэмоциональную .
      И нтонация в           сов ре ме нном русском яз ы ке         мож е т бы ть
пов е ств ов ате льной, в опросите льной и побудите льной, она мож е т
пе ре дав атьре з кий пе ре х од отодной мы слик друг     ой, ож идание , наде ж ду и
т.д. С помощ ью интонации мож но пе ре дать тончайш ие отте нки мы сли,
чув ств аив оли.
      В русских ф раз ах рисунками ме лодиче ског            о дв иж е ния г   олоса
раз личаю тсясле дую щ ие интонационные конструкции (И К ):
                             1                 1
      И К -1. Н аступилаз има. Зе мляпокры тасне г      ом.
               2                             2
      И К -2. К ак в асз ов ут? Я х одил в те атр, ане в кино.
                        3                        3
      И К -3. У те бяе стьсе стра? В ойдяв комнату, г     остьостанов ился.