Культурология. Никишова Т.П - 43 стр.

UptoLike

Ладабогиня любви, покровительница браков, домашнего очага,
богиня юности, красоты.
Лельюный бог любви и страсти, сын Лады.
Маренабогиня, связанная с воплощением смерти, с сезонными
ритуалами умирания и воскрешения природы.
Ярило, Купалабожества солнца.
Кремлькрепость в старых русских городах, например: Московский
кремль.
Фреска – 1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой
штукатурке, напр.: древнерусские фрески; 2) вид живописинастенная
роспись.
Икона – (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии
(православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа,
богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь
приписывает священный характер; в узком смыслепроизведение
специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее
культовое значение. Иконы рассматриваются церковью как символ,
таинственно связанный с Богом, а потому позволяющий духовное приобщение
к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через
предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета
церкви, росту его богатства.
Унияобъединение, союзуния государств, церковная уния; прилаг.-
унитарный.
Демократическая сатиралитературный жанр 2-ой пол. 17 в. В
сатирических произведениях, напр., обличаются порядки феодального суда с
его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические
повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовичесыне Щетинникове»,
написанные простым народным языком. Последняя из них была широко
распространена и передавалась из столетия в столетие.
Московское бароккоархитектурный стиль 2-ой пол. 17 в. Его
характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей,
декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и
подчёркнутая устремлённость здания вверх.
Парсуна (искажение слова «персона») – условное наименование
произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца
16-17 вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон
Ушаков. В 80 - 90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее
значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I, Л.К. Нарышкина и поясной
портрет матери Петра I – Н.К. Нарышкиной. Для них характерно пристальное
внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
СкоморохиВ Древней Руси: певецмузыкант, бродячий комедиант,
острослов и акробат.
Строгановская школаусловное название стиля русской иконописи
первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния,
45
       Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага,
богиня юности, красоты.
       Лель – юный бог любви и страсти, сын Лады.
        Марена – богиня, связанная с воплощением смерти, с сезонными
ритуалами умирания и воскрешения природы.
        Ярило, Купала – божества солнца.
       Кремль – крепость в старых русских городах, например: Московский
кремль.
       Фреска – 1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой
штукатурке, напр.: древнерусские фрески; 2) вид живописи – настенная
роспись.
       Икона – (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии
(православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа,
богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь
приписывает священный характер; в узком смысле – произведение
специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее
культовое значение. Иконы рассматриваются церковью               как символ,
таинственно связанный с Богом, а потому позволяющий духовное приобщение
к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через
предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета
церкви, росту его богатства.
       Уния – объединение, союз – уния государств, церковная уния; прилаг.-
унитарный.
        Демократическая сатира – литературный жанр 2-ой пол. 17 в. В
сатирических произведениях, напр., обличаются порядки феодального суда с
его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические
повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове»,
написанные простым народным языком. Последняя из них была широко
распространена и передавалась из столетия в столетие.
       Московское барокко – архитектурный стиль 2-ой пол. 17 в. Его
характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей,
декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и
подчёркнутая устремлённость здания вверх.
       Парсуна (искажение слова «персона») – условное наименование
произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца
16-17 вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон
Ушаков. В 80 - 90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее
значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I, Л.К. Нарышкина и поясной
портрет матери Петра I – Н.К. Нарышкиной. Для них характерно пристальное
внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
       Скоморохи – В Древней Руси: певец – музыкант, бродячий комедиант,
острослов и акробат.
       Строгановская школа – условное название стиля русской иконописи
первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния,

                                                                           45