ВУЗ:
Составители:
9
ошибок, ремесленные навыки, дедуктивные рассуждения и опора на
традицию.
2. Одномерная наука (начало XVII – середина XX вв.) Характерные чер-
ты: объединение теорий, дедуктивные рассуждения, особое внимание
к эксперименту, которое привело к возникновению базирующихся на
эксперименте дисциплин и специальностей в науке.
3. Двумерная наука (развивается примерно с середины XX в). Характер-
ные черты: возникновение науки
о системах, занимающейся свойства-
ми отношений, а не экспериментальными свойствами исследуемых
систем, и ее интеграция с основанными на эксперименте традицион-
ными научными дисциплинами.
Системный подход в качестве базового методического
принципа в теории познания (гносеологии)
Ситуация в недавнем прошлом: успехи точных наук породили иллюзию
исключительной верности дедуктивного (абстрактно-логического, теоретико-
множественного)
подхода. И мы бы долго не подозревали, что это только
иллюзия, если бы не серьезные методологические кризисы как внутри самих
точных наук, так и в сфере приложений результатов этих наук. Однако если
взглянуть на этот предмет исторически, то следует признать, что вовсе не
было безусловной необходимости абсолютизировать дедуктивный подход, и
системный
подход никогда не был секретом или тайной от всего человечест-
ва, а все дело только в «исторической забывчивости» (или «неосознанной
слепоте»).
В настоящее время имеются некоторые тенденции к другой крайности –
к попытке обоснования, что дедуктивный (теоретико-множественный) под-
ход неверен! При этом абсолютизируется исключительно системный подход.
Наиболее разумной, по всей
видимости, является «золотая середина», при
которой правомочен некоторый интегральный подход, объединяющий в себе
и системный и дедуктивный и, возможно, любые другие подходы такого
уровня. Основой для этого является мысль, что реальность богаче любого
сформулированного способа познания и может проявлять себя по-разному,
вплоть до взаимоисключающих проявлений. Фактически интегральный под-
ход
есть следствие (или проявление) принципа дополнительности.
Исторически первыми формами человеческого знания были мифология, а
затем религиозные учения. Они сочетают в себе как принцип целостности
(рассматривая весь феномен жизни, как единое целое), так и элементы дедук-
тивного принципа (признавая некоторые сущности в качестве первоосновы).
При этом системность в большей мере базируется
на интуитивном мышле-
нии, а дедуктивные построения – на рассудочном. Взрывной характер разви-
тия научного метода связан с открытием и совершенствованием части рассу-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »