Стилистика и литературное редактирование. Николаева Ж.В. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

лом (особенно со стилистическими разграничениями в лек-
сике) и различающиеся наличием или отсутствием экспрес-
сивной окрашенности и характером последней). Стилисти-
чески неокрашенным является нейтральный стиль произно-
шения, которому противопоставляются, с одной стороны,
высокий стиль, а с другойразговорный стиль (оба стили-
стически окрашенные).
Стилистическая фигурато же, что риторическая
фигура.
Тавтология – 1) тождесловие, повторение сказанного
другими словами, не вносящее ничего нового: Авторские
словаэто слова автора; 2) повторение в предложении од-
нокоренных слов: Следует отметить следующие особенно-
сти произведения; 3) неоправданная избыточность выраже-
ния: Более лучшее положение.
Троп оборот речи, в котором слово или выражение
употреблено в переносном значении в целях достижения
большей художественной выразительности.
Управлениевид синтаксической подчинительной
связи, при котором зависимое слово ставится в определен-
ной падежной форме (без предлога или с предлогом), обу-
словленной лексико-грамматическим значением господ-
ствующего слова или смыслом высказывания.
Фигура умолчанияоборот речи, заключающийся в
том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя
читателю (или слушателю) самому догадаться о том, что
именно осталось невысказанным.
Функциональные стилистили, выделяемые в соот-
ветствии с основными функциями языка, связанными с той
или иной сферой деятельности человека: стиль деловой
(официально-документальный, обиходно-деловой), стиль
научный, стиль публицистический (общественно-
публицистический, газетно-публицистический), стиль разго-
ворный (разговорно-обиходный, обиходно-бытовой), стиль
художественной литературы (художественно-
беллетристический).
Цитатадословная выдержка из какого-либо текста
или в точности переводимые чьи-то слова.
Эллипсиспропуск элемента высказывания, легко
восстанавливаемого в данном контексте или ситуации: Мы
селав пепел, градыв прах, в мечисерпы и плуги
(Жук.).
Эпифорастилистическая фигура, противоположная
анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же эле-
ментов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы,
предложения и т.д.): Милый друг, и в этом тихом доме Ли-
хорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле
мирного огня! (Блок).
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников
радио и телевидения. /Под ред. Д.Э.Розенталя. - М., 1984.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,
1975.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.- М., 1966.
4. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.
5. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка.- Ростов.
1971.
6. Горбачевич К.С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского ли-
тературного языка. - Л., 1979.
7. Граудина Л.К., Ицкевич В. А., Катлинская Л. П. Грамматиче-
ская правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вари-
антов.- М., 1976.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.
1-4.- М., 1978-1980.
9. Колесников Н. П. Словарь паронимов русского языка. -
М.,1971.
10. Лингвистический энциклопедический словарь.- М., 1990.
11. Львов Н. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.-
М.,1987.
12. Лопатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный
толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М., 1981.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка /любое издание/.
14. Орфографический словарь русского языка: Произношение,
ударение.- М., 1993.
лом (особенно со стилистическими разграничениями в лек-     художественной         литературы        (художественно-
сике) и различающиеся наличием или отсутствием экспрес-     беллетристический).
сивной окрашенности и характером последней). Стилисти-             Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста
чески неокрашенным является нейтральный стиль произно-      или в точности переводимые чьи-то слова.
шения, которому противопоставляются, с одной стороны,              Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко
высокий стиль, а с другой – разговорный стиль (оба стили-   восстанавливаемого в данном контексте или ситуации: Мы
стически окрашенные).                                       села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги
       Стилистическая фигура – то же, что риторическая      (Жук.).
фигура.                                                            Эпифора – стилистическая фигура, противоположная
       Тавтология – 1) тождесловие, повторение сказанного   анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же эле-
другими словами, не вносящее ничего нового: Авторские       ментов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы,
слова – это слова автора; 2) повторение в предложении од-   предложения и т.д.): Милый друг, и в этом тихом доме Ли-
нокоренных слов: Следует отметить следующие особенно-       хорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле
сти произведения; 3) неоправданная избыточность выраже-     мирного огня! (Блок).
ния: Более лучшее положение.
                                                                                   СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
       Троп – оборот речи, в котором слово или выражение
                                                                      1.      Агеенко Ф.Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников
употреблено в переносном значении в целях достижения        радио и телевидения. /Под ред. Д.Э.Розенталя. - М., 1984.
большей художественной выразительности.                               2.      Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,
       Управление – вид синтаксической подчинительной       1975.
                                                                      3.      Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.- М., 1966.
связи, при котором зависимое слово ставится в определен-              4.      Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.
ной падежной форме (без предлога или с предлогом), обу-               5.      Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка.- Ростов.
словленной лексико-грамматическим значением господ-         1971.
                                                                      6.      Горбачевич К.С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского ли-
ствующего слова или смыслом высказывания.                   тературного языка. - Л., 1979.
       Фигура умолчания – оборот речи, заключающийся в                7.      Граудина Л.К., Ицкевич В. А., Катлинская Л. П. Грамматиче-
том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя     ская правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вари-
                                                            антов.- М., 1976.
читателю (или слушателю) самому догадаться о том, что                 8.      Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.
именно осталось невысказанным.                              1-4.- М., 1978-1980.
       Функциональные стили – стили, выделяемые в соот-               9.      Колесников Н. П. Словарь паронимов русского языка. -
                                                            М.,1971.
ветствии с основными функциями языка, связанными с той                10.     Лингвистический энциклопедический словарь.- М., 1990.
или иной сферой деятельности человека: стиль деловой                  11.     Львов Н. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.-
(официально-документальный, обиходно-деловой), стиль        М.,1987.
                                                                      12.     Лопатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный
научный,     стиль    публицистический      (общественно-   толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М., 1981.
публицистический, газетно-публицистический), стиль разго-             13.     Ожегов С. И. Словарь русского языка /любое издание/.
ворный (разговорно-обиходный, обиходно-бытовой), стиль                14.     Орфографический словарь русского языка: Произношение,
                                                            ударение.- М., 1993.