ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
Программа курса
Тема 1. Вводная лекция.
Тема 2. История методических учений.
Французские клавесинисты. Две школы:
- механистическая, анатомо-физиологическая (Брейтгаупт, Штейн-
гаузен);
- психотехническая (Нейгауз, Коган, Савшинский, Гольдонвейзер).
Тема 3. Донотный период обучения.
Система тестирования. Виды проверки музыкальных данных. Игро-
вые свойства.
Тема 4. Начальное обучение.
Нотный период. Организация игрового аппарата. Игровые формы
обучения.
Тема 5. Методика организации пианистического аппарата.
Организация кисти. Воспитание ценности пальцев. Организация дви-
жения первого пальца. Организация движений запястья.
Тема 6. Методика проведения урока.
Существует ли система? Детская психология. Физические упражне-
ния. Читка нот с листа. Подбор по слуху.
Тема 7. Выразительные средства исполнения.
Динамика. Агогика. Педализация. Артикуляция. Легато. Интонирова-
ние. Аппликатура.
Тема 8. Виды техники.
Мелкая техника (пассажная позиционная). Двойные ноты. Арпеджио.
Крупная техника (октавы, аккорды). Репетиция. Тремоло. Трели.
Тема 9. Способы технической работы.
Ударный способ. Игра щипком. Удвоение. Пунктир. Беззвучная игра.
Перегруппировка.
Тема 10. Позиционная техника.
Мелкая пассажная техника. Позиционность.
Тема 11. Выбор репертуара.
Ознакомление с репертуаром детских музыкальных школ. Разнопла-
новость репертуара. Классика и современность.
Тема 12. Мелизмы. Морденты. Трели. Групетто. Форшлаги. Нахшла-
ги. Различные интерпретации.
6
Тема 13. Стили исполнения украшений.
Исполнения мелизмов в произведениях Баха и Генделя. Мелизмы у
французских клависинистов. Венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен).
Традиции исполнения мелизмов у композиторов-романтистов (Шуман,
Лист, Шопен). Мелизмы у композиторов ХХ века.
Тема 14. Кантилена.
Работа над интонированием. Звук и его свойства. Легато. Свойства
фортепианного звука. Различные виды аккомпанемента. Слуховой контроль.
Тема 15. Полифония.
Полифония как форма. Виды полифонии. Работа над полифонией.
Строение полифонических произведений. Разбор полифонических произве-
дений.
Тема 16. Недостатки в организации пианистического аппарата.
Зажатость плечевого, локтевого суставов. Вибрация запястья. Отсут-
ствие мышечной фиксированности свода. Прогибающиеся ногтевые фалан-
ги. Малоподвижный первый палец. Недостатки пятого пальца.
Тема 17. Аппликатурно-двигательная культура пианиста как показа-
тель мастерства пианиста.
Основа технологии создания художественного образа. Аппликатура
как одно из звеньев пианистического аппарата. Различия пальцев в силе,
длине, расположении.
Тема 18. Крупная форма.
Особенности работы над крупной формой. Определение жанра и осо-
бенности формы. Историческое развитие жанра от Скарлатти до Щедрина.
Тема 19. Эстрадное волнение.
Концентрация внимания. Самоконтроль. Значение художественного
образа. Режим дня. Предконцертная подготовка.
Тема 20. О педализации.
Правая и левая педали. Третья педаль (педаль Стейнвей). Стилисти-
ческие особенности применения педали. Педаль – душа рояля (А. Рубин-
штейн). Виды педалей.
Тема 21. Самостоятельная работа пианиста.
Обучение самостоятельной работе на уроке. Эффективность домаш-
ней работы. Наполненность смыслом музыкальных занятий.
Тема 22. Разбор нотных примеров из репертуара ДМШ.
Программа курса Тема 13. Стили исполнения украшений. Исполнения мелизмов в произведениях Баха и Генделя. Мелизмы у Тема 1. Вводная лекция. французских клависинистов. Венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Тема 2. История методических учений. Традиции исполнения мелизмов у композиторов-романтистов (Шуман, Французские клавесинисты. Две школы: Лист, Шопен). Мелизмы у композиторов ХХ века. - механистическая, анатомо-физиологическая (Брейтгаупт, Штейн- Тема 14. Кантилена. гаузен); Работа над интонированием. Звук и его свойства. Легато. Свойства - психотехническая (Нейгауз, Коган, Савшинский, Гольдонвейзер). фортепианного звука. Различные виды аккомпанемента. Слуховой контроль. Тема 3. Донотный период обучения. Тема 15. Полифония. Система тестирования. Виды проверки музыкальных данных. Игро- Полифония как форма. Виды полифонии. Работа над полифонией. вые свойства. Строение полифонических произведений. Разбор полифонических произве- Тема 4. Начальное обучение. дений. Нотный период. Организация игрового аппарата. Игровые формы Тема 16. Недостатки в организации пианистического аппарата. обучения. Зажатость плечевого, локтевого суставов. Вибрация запястья. Отсут- Тема 5. Методика организации пианистического аппарата. ствие мышечной фиксированности свода. Прогибающиеся ногтевые фалан- Организация кисти. Воспитание ценности пальцев. Организация дви- ги. Малоподвижный первый палец. Недостатки пятого пальца. жения первого пальца. Организация движений запястья. Тема 17. Аппликатурно-двигательная культура пианиста как показа- Тема 6. Методика проведения урока. тель мастерства пианиста. Существует ли система? Детская психология. Физические упражне- Основа технологии создания художественного образа. Аппликатура ния. Читка нот с листа. Подбор по слуху. как одно из звеньев пианистического аппарата. Различия пальцев в силе, Тема 7. Выразительные средства исполнения. длине, расположении. Динамика. Агогика. Педализация. Артикуляция. Легато. Интонирова- Тема 18. Крупная форма. ние. Аппликатура. Особенности работы над крупной формой. Определение жанра и осо- Тема 8. Виды техники. бенности формы. Историческое развитие жанра от Скарлатти до Щедрина. Мелкая техника (пассажная позиционная). Двойные ноты. Арпеджио. Тема 19. Эстрадное волнение. Крупная техника (октавы, аккорды). Репетиция. Тремоло. Трели. Концентрация внимания. Самоконтроль. Значение художественного Тема 9. Способы технической работы. образа. Режим дня. Предконцертная подготовка. Ударный способ. Игра щипком. Удвоение. Пунктир. Беззвучная игра. Тема 20. О педализации. Перегруппировка. Правая и левая педали. Третья педаль (педаль Стейнвей). Стилисти- Тема 10. Позиционная техника. ческие особенности применения педали. Педаль – душа рояля (А. Рубин- Мелкая пассажная техника. Позиционность. штейн). Виды педалей. Тема 11. Выбор репертуара. Тема 21. Самостоятельная работа пианиста. Ознакомление с репертуаром детских музыкальных школ. Разнопла- Обучение самостоятельной работе на уроке. Эффективность домаш- новость репертуара. Классика и современность. ней работы. Наполненность смыслом музыкальных занятий. Тема 12. Мелизмы. Морденты. Трели. Групетто. Форшлаги. Нахшла- Тема 22. Разбор нотных примеров из репертуара ДМШ. ги. Различные интерпретации. 5 6