ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Предмет, структура и метод культурологии
1. У истоков культурологии.
2. Возникновение культурологи и становление ее предмета.
3. Основные методы и подходы к изучению культуры.
Приступая к изучению данных вопросов, следует иметь в виду, что
культурология является одной из социально-гуманитарных дисциплин, и
основная ее задача – осмыслить сущность культуры и многообразие форм ее
проявления. Как и другие системы научного знания, она располагает своим
понятийным аппаратом, структурой, методами исследований.
Хотя термин «культурология» был введен в научный оборот в начале
XIX в., осмысление и разработка отдельных аспектов культуры относятся к
более раннему периоду. Первые попытки выявить сущность культурных
феноменов и их влияние на социальный организм можно встретить у
мыслителей античной Греции и Рима (Протагор, Гиппий, Критий, Диоген
Синопский, Платон, Аристотель, Цицерон и др.).
В средние века попытки осмысления феномена культуры тесно связаны с
теологическими представлениями, где культурное развитие человека
понималось как преодоление греховности и приближение к «Царству Божию».
Учение Августина Блаженного стало наиболее полным выражением древней
идеи о тесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями
человека, с его внутренним миром.
Новое осмысление феномена культуры происходит в Новое время и
эпоху Просвещения. Европейские просветители были убеждены в
неограниченных возможностях человеческого разума (Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Дж. Локк, Т. Гоббс и др.) и тем самым отвергли средневековую идею о
божественности законов, управляющих развитием культуры.
Другой важной характерной чертой Просвещения выступала вера в
неизбежность поступательного развития человеческого общества. Именно в это
время начал складываться комплекс собственно культурологических проблем.
К ним можно отнести следующие: 1) противопоставление природного и
неприродного (искусственного и естественного /Т. Гоббс, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо/);
2) вопросы, связанные с проблемами исторического процесса, в ходе которого
осуществляются необратимые общественные преобразования (Вольтер,
А. де Кондорсе).
В это время формируется идея европоцентризма и наряду с «линейными»
представлениями развития общества выдвигается идея исторического
круговорота (Дж. Вико).
Продолжением теоретических взглядов на осмысление культурно-
исторического процесса явилась теория И.Г. Гердера (1744–1803), ставшая по
существу первой культурологической концепцией. Согласно его учению,
именно культура отличает людей от животных. Это то начало, благодаря
которому формируется человеческое общество. История культуры – это
история различных, уникальных культурных образований. За каждым взлетом
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »