Русские стиховые системы. Осипов Б.И. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

45
мóжыд гдэ
´
та рýк маůх дажыдáицца нэ
´
фт
скрáйу аччитáтилскай пýблики
Во 2-й и 4-й строках рисунок осциллографического анализа и
слухового анализа аудиторами расходятся. Гласный [у] в последних
словах той и другой строки, произносимый на очень низкой интона-
ции и сам по себе низкий и малоинтенсивный, оказывается объек-
тивно слабее, чем [а] в предпоследних словах, однако субъективно
воспринимается как более сильный. Видимо, в таких случаях (при
низкой частоте и слабой интенсивности) требуют особенно внима-
тельного подхода качественные различия гласных.
46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образцы ритмического анализа
текстов В. Маяковского,
написанных тоническим стихом
Приведём несколько произведений В. Маяковского, проана-
лизированных со стороны метра: в тексте указана группировка слов
в акцентные группы (путём соединения их дефисом, ср. выше) и
выделены сильные, метрически ударные слова в каждой группе. Ко-
личество этих метрически значимых ударений указано в скобках
перед началом каждой строки. Кроме того, строфа от строфы отде-
лена пробельной строкой.
Одно предупреждение: не следует думать, что выделенные
слова при декламации надо как-то нарочито подчёркивать, выкри-
кивать в каждом случае. Такое постоянное выкрикивание было бы
так же искусственно, как, например, чтение ямба с ударением на
каждом чётном слоге (Невьí держáвноé течéнье, / Берéговóй её
гранúт), то есть это была бы не собственно декламация, а сканди-
рование. Читать надо нормально, и если вы поняли логику текста (а
наш анализ и ставит целью помочь в её понимании, т. к. ритмика и
обусловлена в значительной мере логикой), если логика понята,
эти слова сами собой получат у вас интонационную выделенность, а
насколько она будет сильной, это зависит от эмоционального накала
текста и в значительной мере от индивидуальности чтеца.
                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 2


                                                                                 Образцы ритмического анализа
                                                                                    текстов В. Маяковского,
                                                                                 написанных тоническим стихом


                                                                         Приведём несколько произведений В. Маяковского, проана-
                                                                   лизированных со стороны метра: в тексте указана группировка слов
     мóжыд гд’э´та рýк маůх дажыдáицца н’э´фт’                     в акцентные группы (путём соединения их дефисом, ср. выше) и
                                                                   выделены сильные, метрически ударные слова в каждой группе. Ко-
                                                                   личество этих метрически значимых ударений указано в скобках
                                                                   перед началом каждой строки. Кроме того, строфа от строфы отде-
                                                                   лена пробельной строкой.
                                                                         Одно предупреждение: не следует думать, что выделенные
                                                                   слова при декламации надо как-то нарочито подчёркивать, выкри-
                                                                   кивать в каждом случае. Такое постоянное выкрикивание было бы
                                                                   так же искусственно, как, например, чтение ямба с ударением на
                                                                   каждом чётном слоге (Невьí держáвноé течéнье, / Берéговóй её
                                                                   гранúт), то есть это была бы не собственно декламация, а сканди-
                                                                   рование. Читать надо нормально, и если вы поняли логику текста (а
                                                                   наш анализ и ставит целью помочь в её понимании, т. к. ритмика и
                                                                   обусловлена в значительной мере логикой), − если логика понята,
     скрáйу ач’ч’итáт’ил’скай пýбл’ик’и                            эти слова сами собой получат у вас интонационную выделенность, а
     Во 2-й и 4-й строках рисунок осциллографического анализа и    насколько она будет сильной, это зависит от эмоционального накала
слухового анализа аудиторами расходятся. Гласный [у] в последних   текста и в значительной мере − от индивидуальности чтеца.
словах той и другой строки, произносимый на очень низкой интона-
ции и сам по себе низкий и малоинтенсивный, оказывается объек-
тивно слабее, чем [а] в предпоследних словах, однако субъективно
воспринимается как более сильный. Видимо, в таких случаях (при
низкой частоте и слабой интенсивности) требуют особенно внима-
тельного подхода качественные различия гласных.
                               45                                                                 46