ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
47
1. СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО
50
(3) Скрипка-издЁргалась,-упрашивая, / и-вдруг-разревЕлась / так-по-дЕтски,
(2) что-барабан не-вЫдержал: / «Хорошо,-хорошо,-хорошО!»
(3) А-сам-устАл, / не-дослУшал-скрипкиной-речи, / шмыгнул-на-горящий-
КузнЕцкий
(2) И ушЁл.
(3) ОркЕстр чужО смотрЕл,-как
(3) выплАкивалась-скрипка / без-слОв, / без-тАкта,
(3) и-только-гдЕ-то / глУпая тарЕлка
(3) вылЯзгивала: / «ЧтО-это: / Как-это?»
(3) А-когда-геликОн − / меднорОжий, / пОтный
(3) крикнул:-/«ДУра, / плАкса, / вЫтри! −
(3) я-встАл, / шатАясь полез-через-нОты,
(3) сгибАющиеся под-Ужасом пюпИтры,
(3) зачЕм-то крИкнул: «БОже!»,
(3) брОсился на-деревЯнную шЕю:
(3) «ЗнаАте-что,-скрипка: / Мы-ужАсно похОжи»
(3) я-вот-тоже-/орУ − / а-доказАть ничего-не-умЕю!»
(3) МузыкАнты смеЮтся: / «ВлИп-как!
(2) ПришЁл к-деревянной-невЕсте!
(1) ГоловА!»
(3) А-мне-наплевАть! / Я-хорОший./ «ЗнАете-что,-скрипка?
(2) ДавАйте / будем-жить-вмЕсте!
(1) А?»
50
Именно на примере этого стихотворения, по мнению авторов одного из со-
временных школьных пособий, «легко увидеть особенности поэтической системы
Маяковского» (см.: Русская литература ХХ века: Практикум для общеобразова-
тельных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. М., 1998. С. 140.) В действительно-
сти это одно из наиболее трудных для ритмического анализа стихотворений: в нём
Маяковский явно экспериментирует, как бы проверяя, какую длину строки «вы-
держит» тонический ритм. Количество словесных ударений в строках колеблется
от 1 до 11. Но число ритмообразующих ударений, как видно из приведенной здесь
записи, распределяется так: в первом четверостишии − 3232, во втором, третьем и
четвёртом − 3333, а в пятой строфе − шестистишии − 321321. Впрочем, справедли-
вости ради надо отметить, что в указанном пособии автор раздела о Маяковском
Г. И. Беленький даёт верный перечень рифм и верно указывает на важность их на-
хождения в тексте для понимания ритмического рисунка стиха.
48
2. ПОСЛУШАЙТЕ!
(2) Послушайте!-/Ведь-если-звёзды-зажигАют − / значит-это-кому-нибудь-
нУжно?
(2) Значит-кто-то-хОчет, чтобы-они-бЫли?
(2) Значит-кто-то-называет-эти-плевОчки жемчУжиной?
(2) И,-надрывАясь / в-метелях-полуденной-пЫли,
(2) врывается-к-бОгу, / боится,-что-опоздАл,
(2) плАчет, / целует-ему-жилистую-рУку,
(2) прОсит − / чтоб-обязательно-была-звездА! −
(2) клянЁтся: / не-перенесЁт-эту-беззвёздную-муку!
(2) А-после-ходит-тревОжный, / но-спокойный-нарУжно.
(2) ГоворИт-кому-то: / «Ведь-теперь-тебе-ничего?/-Не-страшно?-/ДА?!»
(2) Послушайте!-/Ведь-если-звёзды-/зажигАют − / значит-это-кому-нибудь-
нУжно?
(3) Значит-это-необходИмо,/чтобы-каждый-вечер/над-крЫшами/загоралась-
хоть-одна-звездА?!
3. ОБЛАКО В ШТАНАХ (глава 3)
(3) Ах,-зачЕм-это, / откУда-это / в-светлое-вЕсело
(3) грЯзных кулачИщ замАх!
(3) ПришлА / и-голову-отчАяньем занавЕсила
(3) мЫсль о-сумасшЕдших домАх.
(3) И-/ как-в-гибель-дреднОута / от-дУшащих спАзм
(3) бросАются в-разИнутый лЮк,
(3) сквозь-свОй / до-крИка-разодранный глАз
(3) лЕз, обезУмев, БурлЮк.
(3) Почти-окровАвив исслЕзенные вЕки,
(3) вЫлез, / встАл, / пошЁл
(3) и-с-нЕжностью, неожИданной в-жирном-человЕке,
(3) взЯл и-сказАл: / «ХорошО!»
(3) ХорошО, когда-в-жЁлтую кОфту
(3) душА от-осмОтров укУтана!
(3) ХорошО, когда-брОшенный в-зубы-эщафОту,
(3) крикнуть:/-«ПЕйте какАо Ван-ГУтена!»
1. СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО50 2. ПОСЛУШАЙТЕ! (3) Скрипка-издЁргалась,-упрашивая, / и-вдруг-разревЕлась / так-по-дЕтски, (2) Послушайте!-/Ведь-если-звёзды-зажигАют − / значит-это-кому-нибудь- (2) что-барабан не-вЫдержал: / «Хорошо,-хорошо,-хорошО!» нУжно? (3) А-сам-устАл, / не-дослУшал-скрипкиной-речи, / шмыгнул-на-горящий- (2) Значит-кто-то-хОчет, чтобы-они-бЫли? КузнЕцкий (2) Значит-кто-то-называет-эти-плевОчки жемчУжиной? (2) И ушЁл. (2) И,-надрывАясь / в-метелях-полуденной-пЫли, (3) ОркЕстр чужО смотрЕл,-как (2) врывается-к-бОгу, / боится,-что-опоздАл, (3) выплАкивалась-скрипка / без-слОв, / без-тАкта, (2) плАчет, / целует-ему-жилистую-рУку, (3) и-только-гдЕ-то / глУпая тарЕлка (2) прОсит − / чтоб-обязательно-была-звездА! − (3) вылЯзгивала: / «ЧтО-это: / Как-это?» (2) клянЁтся: / не-перенесЁт-эту-беззвёздную-муку! (3) А-когда-геликОн − / меднорОжий, / пОтный (2) А-после-ходит-тревОжный, / но-спокойный-нарУжно. (3) крикнул:-/«ДУра, / плАкса, / вЫтри! − (2) ГоворИт-кому-то: / «Ведь-теперь-тебе-ничего?/-Не-страшно?-/ДА?!» (3) я-встАл, / шатАясь полез-через-нОты, (2) Послушайте!-/Ведь-если-звёзды-/зажигАют − / значит-это-кому-нибудь- (3) сгибАющиеся под-Ужасом пюпИтры, нУжно? (3) Значит-это-необходИмо,/чтобы-каждый-вечер/над-крЫшами/загоралась- (3) зачЕм-то крИкнул: «БОже!», хоть-одна-звездА?! (3) брОсился на-деревЯнную шЕю: (3) «ЗнаАте-что,-скрипка: / Мы-ужАсно похОжи» (3) я-вот-тоже-/орУ − / а-доказАть ничего-не-умЕю!» 3. ОБЛАКО В ШТАНАХ (глава 3) (3) МузыкАнты смеЮтся: / «ВлИп-как! (3) Ах,-зачЕм-это, / откУда-это / в-светлое-вЕсело (2) ПришЁл к-деревянной-невЕсте! (3) грЯзных кулачИщ замАх! (1) ГоловА!» (3) ПришлА / и-голову-отчАяньем занавЕсила (3) А-мне-наплевАть! / Я-хорОший./ «ЗнАете-что,-скрипка? (3) мЫсль о-сумасшЕдших домАх. (2) ДавАйте / будем-жить-вмЕсте! (1) А?» (3) И-/ как-в-гибель-дреднОута / от-дУшащих спАзм (3) бросАются в-разИнутый лЮк, 50 Именно на примере этого стихотворения, по мнению авторов одного из со- (3) сквозь-свОй / до-крИка-разодранный глАз временных школьных пособий, «легко увидеть особенности поэтической системы (3) лЕз, обезУмев, БурлЮк. Маяковского» (см.: Русская литература ХХ века: Практикум для общеобразова- тельных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. М., 1998. С. 140.) В действительно- (3) Почти-окровАвив исслЕзенные вЕки, сти это одно из наиболее трудных для ритмического анализа стихотворений: в нём (3) вЫлез, / встАл, / пошЁл Маяковский явно экспериментирует, как бы проверяя, какую длину строки «вы- (3) и-с-нЕжностью, неожИданной в-жирном-человЕке, держит» тонический ритм. Количество словесных ударений в строках колеблется (3) взЯл и-сказАл: / «ХорошО!» от 1 до 11. Но число ритмообразующих ударений, как видно из приведенной здесь записи, распределяется так: в первом четверостишии − 3232, во втором, третьем и (3) ХорошО, когда-в-жЁлтую кОфту четвёртом − 3333, а в пятой строфе − шестистишии − 321321. Впрочем, справедли- (3) душА от-осмОтров укУтана! вости ради надо отметить, что в указанном пособии автор раздела о Маяковском (3) ХорошО, когда-брОшенный в-зубы-эщафОту, Г. И. Беленький даёт верный перечень рифм и верно указывает на важность их на- (3) крикнуть:/-«ПЕйте какАо Ван-ГУтена!» хождения в тексте для понимания ритмического рисунка стиха. 47 48
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »