Основы проектирования электронных средств. Панков Л.Н - 206 стр.

UptoLike

205
12.3. Средства композиции
К
средствам композиции относят форму частей и целого, их цвет, тон,
взаимное расположение частей, ритм чередования, симмет-
рию/асимметрию, пропорциональность, масштабность, фактуру, пластику,
светотень, взаимодействие объема и пространства и т. д. Различные
спосо-
бы композиции
получают, комбинируя различные средства композиции.
К способам композиции можно отнести выделение ведущего признака,
композиционное равновесие, контраст, нюанс, статику/динамику.
Рассмотрим средства композиции.
Ритм - средство, обеспечивающее выделение и связь элементов формы
путем их повторения, чередования, нарастания, убывания. Сущность вся-
кого ритма заключается в ассоциации с движением (равномерным или ус-
коренным). Ритм простейшего вида называется метром и достигается рав-
номерным размещением элементов (линий, клавиш, знаков и т. д.). Ритм
сообщает конструкции статическое или динамическое выражение,
он спо-
собствует ее более четкому зрительному восприятию. Метр ассоциируется
с равномерным движением. Динамичности достигают, например, изменяя
шаг, толщину или одновременно шаг и толщину линий (см. рис. 12.2, а), а
также вводя кривые линии с изменяющейся кривизной (рис. 12.2, б). Ли-
нии, имеющие меньший радиус кривизны, отражают более напряженный
(динамичный) ритм.
Симметрия - организация элементов конструкции, основанная на пра-
вильном их размещении относительно центра или оси. Конструкции, не
обладающие симметрией, называются асимметричными. В сознании чело-
века симметрия ассоциируется со статичностью (равновесием), что спо-
собствует уменьшению утомляемости. Различают относительную симмет-
рию (рис. 12.3, а), когда относительно оси или плоскости уравновешива-
ются элементы примерно одинакового качества (
по форме, размеру, цве-
ту), и контрастную симметрию (рис. 12.3, б), когда уравновешивание вы-
полняется установлением соотношения величины и взаимного положения
различных форм: осевую (ромашка), винтовую (улитка); орнаментальную
и т. д. Симметрия способствует выявлению главного в композиции, предо-
пределяя его направленность к центру, оси симметрии, плоскости симмет-
рии.
Среди "классических" средств композиции
на первое место можно по-
ставить пропорции как по степени важности того качества, которое дости-
гается с их помощью (пропорциональность), так и с точки зрения их воз-
можностей при организации формы.
12.3. Средства композиции

    К средствам композиции относят форму частей и целого, их цвет, тон,
взаимное     расположение     частей,   ритм    чередования,    симмет-
рию/асимметрию, пропорциональность, масштабность, фактуру, пластику,
светотень, взаимодействие объема и пространства и т. д. Различные спосо-
бы композиции получают, комбинируя различные средства композиции.
К способам композиции можно отнести выделение ведущего признака,
композиционное равновесие, контраст, нюанс, статику/динамику.
    Рассмотрим средства композиции.
    Ритм - средство, обеспечивающее выделение и связь элементов формы
путем их повторения, чередования, нарастания, убывания. Сущность вся-
кого ритма заключается в ассоциации с движением (равномерным или ус-
коренным). Ритм простейшего вида называется метром и достигается рав-
номерным размещением элементов (линий, клавиш, знаков и т. д.). Ритм
сообщает конструкции статическое или динамическое выражение, он спо-
собствует ее более четкому зрительному восприятию. Метр ассоциируется
с равномерным движением. Динамичности достигают, например, изменяя
шаг, толщину или одновременно шаг и толщину линий (см. рис. 12.2, а), а
также вводя кривые линии с изменяющейся кривизной (рис. 12.2, б). Ли-
нии, имеющие меньший радиус кривизны, отражают более напряженный
(динамичный) ритм.
    Симметрия - организация элементов конструкции, основанная на пра-
вильном их размещении относительно центра или оси. Конструкции, не
обладающие симметрией, называются асимметричными. В сознании чело-
века симметрия ассоциируется со статичностью (равновесием), что спо-
собствует уменьшению утомляемости. Различают относительную симмет-
рию (рис. 12.3, а), когда относительно оси или плоскости уравновешива-
ются элементы примерно одинакового качества (по форме, размеру, цве-
ту), и контрастную симметрию (рис. 12.3, б), когда уравновешивание вы-
полняется установлением соотношения величины и взаимного положения
различных форм: осевую (ромашка), винтовую (улитка); орнаментальную
и т. д. Симметрия способствует выявлению главного в композиции, предо-
пределяя его направленность к центру, оси симметрии, плоскости симмет-
рии.
    Среди "классических" средств композиции на первое место можно по-
ставить пропорции как по степени важности того качества, которое дости-
гается с их помощью (пропорциональность), так и с точки зрения их воз-
можностей при организации формы.




                                                                    205