Основы проектирования электронных средств. Панков Л.Н - 205 стр.

UptoLike

204
Объемно-пространственная структура характеризует взаимодейст-
вие формы и ее элементов между собой и с окружающим пространством.
Инженер часто просто не учитывает взаимодействие изделия и простран-
ства.
Различают следующие структуры конструкции:
Плоскую (фронтальную),
Объемную,
Глубинно-пространственную.
Типичный пример плоской конструкции - лицевые панели, характер-
ным признаком которых является взаимное расположение элементов пло-
ской и пространственной формы по двум координатам. Объемную конст-
рукцию представляет форма изделия в целом, которая характеризуется
распределением объемов и масс по трем координатам. Все три измерения в
композиционном отношении одинаково важны. Глубинно-
пространственная
структура учитывает размещение одних объектов среди
других объектов комплекса и достигается с помощью выбора пропорций и
масштаба.
Важная категория композиции -
цветовая гармония; она реализуется с
учетом требований эргономических характеристик зрения. Умело сочетая
те или иные цвета, можно создать впечатление легкости и тяжести, холода
и тепла, простора и тесноты, выступления и отступления элементов и уз-
лов изделия. Цвет необходим для выделения нужных деталей (наиболее
важных клавиш, элементов, находящихся под высоким напряжением и
т.
д.).
Цвет является средством эстетического воздействия, влияет на на-
строение, поднимая и понижая эмоциональный тонус, вызывая творческий
подъем. С помощью цвета можно акцентировать нужные элементы формы
или композиционно ослабить их, соподчинить и в известной мере объеди-
нить, когда необходимо "собрать" элементы структуры, которые не под-
даются иным приемам соподчинения. Правильное применение
цвета по-
вышает конкурентоспособность изделия. Хотя существуют объективные
закономерности композиции, но цвет - одно из самых субъективных
средств композиции.
Особенно тщательно должны быть продуманы цветовые контрасты,
ибо излишний контраст может нарушить целостность формы. Для ЭС наи-
более целесообразно применять гармонирующие оттенки одного и того же
цвета (например, черный, темно-серый, светло-
серый или песочный, беже-
вый, оливковый и т. д.). Это не исключает применения при необходимости
контрастирующих цветов: красного - для сигнализации об аварийном ре-
жиме, зеленого - для маломощных элементов индикации, обозначения тру-
бопроводов с водой и т. д.