Основы проектирования электронных средств. Панков Л.Н - 209 стр.

UptoLike

208
ций исходя из законов механики, рационального строения и зрительного
восприятия форм природы и человеческого тела, равно как и других осо-
бенностей и условий формообразования. При определении пропорцио-
нальных соотношений в промышленности находят широкое применение
ряды предпочтительных чисел (R5, R10, R20, R40) и ряды нормальных раз-
меров (Rа5, Rа10, Rа20, Rа40), построенные на основе геометрической
прогрессии. Большое распространение в технике получили пропорции,
связанные с соотношением сторон или площадей 1:2; 2:3 и т. д. С помо-
щью пропорций реализуется такой важный способ композиции, как сопод-
чиненность форм. Пропорции тесно связаны с другими средствами - кон-
трастом, нюансом, масштабом и т. д. "Человек есть мера всех вещей" - эти
слова, высеченные на
мраморе одного из Дельфийских храмов, афористи-
чески точно выражают сущность масштабности предметного мира - всего,
что человек создает для себя.
Масштабность - зрительно-пространственная характеристика разме-
ров конструкции изделия. Истоки масштабности в закономерном строении
форм природы, где всякому изменению количественных признаков орга-
низмов соответствуют изменения качественных особенностей формы. В
основе масштабности лежит отношение части к целому, изделия в целом и
его частей - к окружающим предметам, к размерам человека.
Масштабность - относительная характеристика. Характер
масштабно-
сти обусловлен степенью расчлененности, деталировкой формы. Части че-
ловеческого тела ранее являлись основой всех измерений (фут, дюйм,
пядь, ладонь, аршин, сажень, локоть и т. д.). Метрическая система не свя-
зана с размерами человеческого тела. Поэтому для получения гармонично-
го изделия необходимо использовать масштаб, позволяющий сопоставить
размеры изделий с размерами человеческого
тела. В ЭС масштабные ха-
рактеристики связаны с деталями, размеры которых обусловлены техниче-
скими и эргономическими требованиями. Например, клавиши, кнопки
имеют относительно постоянные размеры независимо от размеров изде-
лия. Такие элементы носят название указателей масштаба. На масштабное
восприятие формы изделия оказывают влияние зрительные иллюзии. Так,
вертикальные формы кажутся больше равных
им горизонтальных форм
(рис. 12.5, а), кажущаяся разница может достигать 35%. Светлые предметы
кажутся крупнее темных (рис. 12.5). Большую роль единство масштаба иг-
рает в условиях, когда от человека зависит надежность всей системы, на-
пример при управлении полетом самолета. В этом случае использование
индикаторов со шкалами разного размера абсолютно недопустимо. То же
относится
и к оформлению пульта управления ЭС.
ций исходя из законов механики, рационального строения и зрительного
восприятия форм природы и человеческого тела, равно как и других осо-
бенностей и условий формообразования. При определении пропорцио-
нальных соотношений в промышленности находят широкое применение
ряды предпочтительных чисел (R5, R10, R20, R40) и ряды нормальных раз-
меров (Rа5, Rа10, Rа20, Rа40), построенные на основе геометрической
прогрессии. Большое распространение в технике получили пропорции,
связанные с соотношением сторон или площадей 1:2; 2:3 и т. д. С помо-
щью пропорций реализуется такой важный способ композиции, как сопод-
чиненность форм. Пропорции тесно связаны с другими средствами - кон-
трастом, нюансом, масштабом и т. д. "Человек есть мера всех вещей" - эти
слова, высеченные на мраморе одного из Дельфийских храмов, афористи-
чески точно выражают сущность масштабности предметного мира - всего,
что человек создает для себя.
    Масштабность - зрительно-пространственная характеристика разме-
ров конструкции изделия. Истоки масштабности в закономерном строении
форм природы, где всякому изменению количественных признаков орга-
низмов соответствуют изменения качественных особенностей формы. В
основе масштабности лежит отношение части к целому, изделия в целом и
его частей - к окружающим предметам, к размерам человека.
    Масштабность - относительная характеристика. Характер масштабно-
сти обусловлен степенью расчлененности, деталировкой формы. Части че-
ловеческого тела ранее являлись основой всех измерений (фут, дюйм,
пядь, ладонь, аршин, сажень, локоть и т. д.). Метрическая система не свя-
зана с размерами человеческого тела. Поэтому для получения гармонично-
го изделия необходимо использовать масштаб, позволяющий сопоставить
размеры изделий с размерами человеческого тела. В ЭС масштабные ха-
рактеристики связаны с деталями, размеры которых обусловлены техниче-
скими и эргономическими требованиями. Например, клавиши, кнопки
имеют относительно постоянные размеры независимо от размеров изде-
лия. Такие элементы носят название указателей масштаба. На масштабное
восприятие формы изделия оказывают влияние зрительные иллюзии. Так,
вертикальные формы кажутся больше равных им горизонтальных форм
(рис. 12.5, а), кажущаяся разница может достигать 35%. Светлые предметы
кажутся крупнее темных (рис. 12.5). Большую роль единство масштаба иг-
рает в условиях, когда от человека зависит надежность всей системы, на-
пример при управлении полетом самолета. В этом случае использование
индикаторов со шкалами разного размера абсолютно недопустимо. То же
относится и к оформлению пульта управления ЭС.




208