Основы проектирования электронных средств. Панков Л.Н - 211 стр.

UptoLike

210
Специфику таких средств как форма частей и целого, их взаимное рас-
положение целесообразно рассмотреть применительно к
способам компо-
зиции
, которые занимают промежуточное место между средствами компо-
зиции и ее категориями. Одной из важнейших составляющих красоты яв-
ляется
выразительность композиции, которая, в частности, достигается
путем обеспечения единства композиции (целостности формы). Единство
композиции считается важнейшим принципом художественного конструи-
рования, при помощи которого достигается гармония. При этом важным
способом является выделение главного, ведущего признака, например
конфигурации, геометрических размеров (повторение большого в малом),
соподчиненности, композиционного равновесия, соразмерности, расчле-
ненности. Таким образом, согласно этому
принципу, ведущий признак -
признак целого - должен быть присущ в той или иной мере всем элементам
композиции. Так, принцип "большое в малом" заключается в близости
элементов композиции по ведущему признаку целого.
Соподчиненность играет большую роль при обеспечении выразитель-
ности композиции и целостности формы. Быстрота восприятия компози-
ции во многом зависит от логичности и ясности связей пространственных
элементов системы.
Зрительное равновесие композиции - это зрительная уравновешен-
ность частей и целого относительно пространственных осей. Рассмотрим
несколько вариантов объемного решения пульта управления (рис. 12.7).
Рис. 12.7. Варианты построения зрительно устойчивого
пульта управления
Показателем зрительной устойчивости модели является отношение
площади основания к консольной части (рис. 12.7, а). Незначительное уве-
личение консоли (рис. 12.7, б) не вызывает ее неустойчивости. На рис.
12.7, в зрительно равновесие пульта находится на пределе. На рис. 12.7, г
предел равновесия уже нарушен, а на рис. 12.7, д только опоры препятст-