История зарубежной литературы эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 20 стр.

UptoLike

Рубрика: 

20
Цезарь смолит суда. И эти их занятия писателю представляются более
важными и полезными , чем ведение войн.
Рабле мечтает о справедливом общественном устройстве , о сильном
мудром короле, который заботился бы о своих подданных. На примере
Телемского аббатства («телема» в переводе с греческого означает
«желание») Рабле показывает свои представления об идеальном
устройстве общества. Создание аббатства в романе связано с образом
брата Жана. Брат Жан олицетворяет народ и воплощает в себе лучшие его
качества: трудолюбие и патриотизм, физическое и нравственное здоровье ,
жизнерадостность и юмор. В войне с Пикрохолом брат Жан проявил
мужество и храбрость. За это король Грангузье наградил его и помог
осуществить заветную мечту построить монастырь, не похожий ни на
какие другие.
Так появилось Телемское аббатство (монастырь). Его девизом было:
«Делай , что хочешь» . В аббатство принимали молодых и красивых мужчин
и женщин. Они были свободны , могли жениться и выходить замуж ,
заниматься любимым делом (охотой , шитьем, музыкой , чтением), науками
и искусством. В аббатстве была прекрасная библиотека . Обитатели
Телемского аббатства были счастливы и свободны в мыслях, чувствах и
действиях. Как и все гуманисты , Рабле утверждает, что свобода высшая
ценность человеческой жизни . Именно она позволяет человеку проявить
все богатство его натуры .
Рабле провозглашает одну из популярных в эпоху Возрождения идей
идею просвещенной монархии. В своем романе он рисует образы
идеальных просвещенных королей -великанов. Это Грангузье , Гаргантюа и
в особенности сын Гаргантюа Пантагрюэль. Короли -великаны добрые
и разумные правители . Они любят своих подданных и заботятся об их
благе, уважают труд простых людей , чувствуют близость к своему народу,
высоко ценят образование и просвещение. Гаргантюа пишет Пантагрюэлю:
«Ныне все стремятся к знанию. Вот почему , сын мой , я заклинаю тебя
употребить свою молодость на усовершенствование в науках и
добродетелях» . Этому персонажу в романе также принадлежат слова:
«Государства только тогда будут счастливы , когда короли станут
философами или же философы королями». Самый молодой из королей ,
Пантагрюэль, воплощает в себе образ идеального короля-философа. Он
получил прекрасное образование и постоянно стремится к новым знаниям,
он понимает, что управлять государством очень сложная задача , и хочет
приносить пользу людям.
Рабле использует фантастический сюжет народной книги о
великанах для выражения новых смелых гуманистических идей . Идейное
содержание романа замаскировано за занимательной внешней формой . Это
очень смелое произведение. Рабле сатирически разоблачает весь старый
мир, феодальные порядки и утверждает идеалы Возрождения. Роман Рабле
крупнейший памятник французского Возрождения, это произведение
оказало огромное влияние на дальнейшее развитие литературы . У Рабле
                                              20

Ц е зарь смол и т суд а. И эти и х заняти я п и сате л ю п ре д ставл яются бо л е е
важ ны ми и п ол е зны ми , че мве д е ни е во й н.
         Р абл е ме чтае т о сп раве д л и вом общ е стве нном устрой стве , о си л ьном
муд ром корол е , которы й заботи л ся бы о свои х п од д анны х. На п ри ме ре
Т е л е мского аббатства («те л е ма» в п е ре вод е с гре че ского означае т
«ж е л ани е ») Р абл е п о казы вае т свои п ре д ставл ени я об и д е ал ьном
устро й стве общ е ства. С о зд ани е аббатства в романе связано с о бразом
брата Ж ана. Брат Ж ан ол и це творяе т народ и воп л ощ ае т в се бе л учши е е го
каче ства: труд о л юби е и п атри оти зм, фи зи че ско е и нравстве нное зд оровье,
ж и зне рад о стность и юмор. В вой не с Пи крохол ом брат Ж ан п ро яви л
муж е ство и храбрость. За это корол ь Г рангузье наград и л е го и п о мог
осущ е стви ть заве тную ме чту – п острои ть монасты рь, не п охо ж и й ни на
каки е д руги е .
         Т ак п ояви л ось Т е л е мское аббатство (монасты рь). Его д е ви зо мбы л о:
«Д е л ай , что хоче шь». В аббатство п ри ни мал и мол од ы х и краси вы х муж чи н
и ж е нщ и н. Они бы л и свобод ны , могл и ж е ни ться и вы ход и ть замуж ,
зани маться л юби мы мд е л о м(охото й , ши тье м, музы кой , чте ни е м), науками
и и скусство м. В аббатстве бы л а п ре красная би бл и оте ка. Оби тате л и
Т е л е мского аббатства бы л и счастл и вы и свобо д ны в мы сл ях, чувствах и
д е й стви ях. К ак и все гумани сты , Р абл е утве рж д ае т, что свобод а – вы сшая
це нно сть че л о ве че ско й ж и зни . Име нно она п озво л яе т че л ове ку п рояви ть
все богатство е го натуры .
         Р абл е п ро возгл ашае т о д ну и з п оп ул ярны х в эп о ху В о зрож д е ни яи д е й
– и д е ю п росве щ е нной монархи и . В свое м романе о н ри суе т образы
и д е ал ьны х п росве щ е нны х корол е й -ве л и кано в. Это Г рангузье , Г аргантюа и
в осо бе нности сы н Г аргантюа – Пантагрюэл ь. К орол и -ве л и каны – д обры е
и разумны е п рави те л и . Они л юбят сво и х п од д анны х и заботятся об и х
бл аге, уваж ают труд п росты х л юд е й , чувствуют бл и зостьк сво е му наро д у,
вы со ко це нят образо вани е и п ро све щ е ни е . Г аргантюа п и ше т Пантагрюэл ю:
«Ны не все стре мятся к знани ю. В от п оче му, сы н мо й , я закл и наю те бя
уп о тре би ть сво ю мол од ость на усо ве рше нство вани е в науках и
д оброд е те л ях». Этому п е рсонаж у в ро мане такж е п ри над л е ж ат сл ова:
«Г о суд арства тол ько тогд а буд ут счастл и вы , когд а ко рол и станут
фи л ософами и л и ж е фи л ософы – ко рол ями ». С амы й мол од ой и з ко рол е й ,
Пантагрюэл ь, воп л ощ ае т в себе образ и д е ал ьного корол я-фи л ософа. Он
п ол учи л п ре красно е образо вани е и п о стоянно стре ми тсяк но вы мзнани ям,
он п они мае т, что уп равл ять госуд арством– оче нь сл о ж ная зад ача, и хоче т
п ри носи тьп ол ьзу л юд ям.
         Р абл е и сп ол ьзуе т фантасти че ски й сюж е т народ ной кни ги о
ве л и канах д л я вы раж е ни я новы х сме л ы х гумани сти че ски х и д е й . Ид е й ное
сод е рж ани е романа замаски ро вано за зани мате л ьной вне шне й формой . Это
очень сме л о е п рои зве д е ни е . Р абл е сати ри че ски разобл ачае т ве сь стары й
ми р, фе од ал ьны е п оряд ки и утве рж д ае т и д е ал ы В озрож д е ни я. Р оман Р абл е
– круп не й ши й п амятни к французского В о зрож д е ни я, это п рои зве д е ни е
оказал о огромное вл и яни е на д ал ьне й ше е разви ти е л и те ратуры . У Р абл е