История зарубежной литературы эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 18 стр.

UptoLike

Рубрика: 

18
стала величайшим памятником французского Возрождения. Рабле начал
писать свой роман в 1533 году и работал над ним около 20 лет до
1553 года. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» состоит из 5-ти книг. Это
очень странная фантастическая история. Это книга-сказка , где автор в
сказочной форме говорит о серьезных социальных и философских
проблемах. Под маской шуток, анекдотов и острот спрятано важное
идейное содержание. Сам Рабле в предисловии к первой книге сравнивает
свое творение с ларцом, на котором сверху нарисованы «смешные и
забавные фигурки», а внутри хранятся редкие снадобья, приносящие
человеку немалую пользу. В прологе к роману Рабле рассказывает
полушутливую притчу о собаке , называя ее «самым философским
животным в мире». Собака не бросит кость, пока не высосет из нее весь
мозг . Так и читатель должен попытаться понять глубокий смысл ,
заключенный в веселых историях, добраться до самого «мозга» романа.
Рабле использовал сюжет старой народной книги о великанах. В его
романе рассказывается о семье королей великанов: это король-великан
Грангузье , его жена Гаргамелла и их сын Гаргантюа. Великаны жили очень
хорошо и счастливо , они радовались жизни : много ели , много пили ,
предавались любви . Рабле изображает их простую естественную жизнь и
прославляет естественные земные радости , доступные всем людям. Он
протестует против церковного учения об аскетизме , провозглашает идеи
гуманизма .
В своем фантастическом романе Рабле многосторонне сатирически
изображает и критикует феодальное общество . Например, он рассказывает
историю воспитания принца Гаргантюа. У него были разные учителя,
которые учили его чтению, письму , математике . Первый учитель, схоласт,
обучал Гаргантюа старыми схоластическими методами : он заставлял его
заучивать наизусть бессмысленные тексты . И Гаргантюа ничему у него не
научился, а наоборот, стал заметно тупеть. Гаргантюа учился «тринадцать
лет, шесть месяцев и две недели , - иронически пишет Рабле, - и король
Грангузье , его отец, стал замечать, что его сын с каждым днем становится
все тупее и глупее», а за пять лет и три месяца Гаргантюа выучил азбуку в
обратном порядке . Второй учитель, гуманист, старался развивать
самостоятельное мышление у принца , и это дало хорошие результаты .
Гаргантюа в дальнейшем поехал обучаться в Париж , где посещал
библиотеку, изучал различные науки и развлекался. Рабле
противопоставляет старый схоластический и новый гуманистический
методы в педагогике . Он считает, что человек должен получать
всестороннее развивающее образование, а не учить наизусть церковные
книги . Рабле утверждает новый гуманистический метод воспитания и
образования. Гуманисты считали , что человек должен развиваться
гармонично .
Рабле критикует церковь и религию в своем романе . Он сравнивает
монахов с обезьянами , которые не приносят никакой пользы , а только
«всюду гадят и все портят». По его мнению, в монастырь идут только
                                             18

стал а ве л и чай ши м п амятни ком французского В озрож д е ни я. Р абл е начал
п и сать свой ро ман в 1533 год у и рабо тал над ни м око л о 20 л е т д о
1553 год а. Р о ман «Г аргантюа и Пантагрюэл ь» состои т и з 5-ти кни г. Это
очень странная фантасти че ская и стори я. Это кни га-сказка, гд е автор в
сказо чно й форме говори т о се рье зны х соци ал ьны х и фи л о софски х
п робл е мах. Под маской шуток, ане кд ото в и о стро т сп рятано важ но е
и д е й ное сод е рж ани е . С амР абл е в п ре д и сл о ви и к п е рво й кни ге сравни вае т
сво е творе ни е с л арцом, на котором све рху нари со ваны «сме шны е и
забавны е фи гурки », а внутри хранятся ре д ки е снад обья, п ри носящ и е
че л о ве ку не мал ую п ол ьзу. В п рол оге к роману Р абл е рассказы вае т
п ол ушутл и вую п ри тчу о со баке , назы вая е е «самы м фи л о софски м
ж и вотны м в ми ре ». С о бака не бро си т кость, п ока не вы сосе т и з не е ве сь
мо зг. Т ак и чи тате л ь д ол ж е н п оп ы таться п о нять гл убо ки й смы сл ,
закл юче нны й в ве се л ы х и стори ях, д обратьсяд о само го «мозга» романа.
          Р абл е и сп ол ьзо вал сюж е т старой наро д ной кни ги о ве л и канах. В е го
ро мане рассказы вае тся о се мье корол е й ве л и кано в: это ко ро л ь-ве л и кан
Г рангузье , е го ж е на Г аргаме л л а и и х сы н Г аргантюа. В е л и каны ж и л и оче нь
хоро шо и счастл и во, они рад овал и сь ж и зни : мно го е л и , мно го п и л и ,
п ре д авал и сь л юбви . Р абл е и зображ ае т и х п ро стую е сте стве нную ж и знь и
п ро сл авл яе т е сте стве нны е зе мны е рад о сти , д оступ ны е все м л юд ям. Он
п ро те стуе т п роти в це рко вного уче ни я о б аске ти зме , п ро во згл ашае т и д е и
гумани зма.
         В свое м фантасти че ско м романе Р абл е многосторонне сати ри че ски
и зображ ае т и кри ти куе т фе од ал ьное общ е ство. Нап ри ме р, он рассказы вае т
и стори ю восп и тани я п ри нца Г аргантюа. У не го бы л и разны е учи те л я,
ко торы е учи л и е го чте ни ю, п и сьму, мате мати ке . Пе рвы й учи те л ь, схол аст,
обучал Г аргантюа стары ми схол асти че ски ми ме то д ами : о н заставл ял е го
заучи вать наи зусть бе ссмы сл е нны е те ксты . И Г аргантюа ни че му у не го не
научи л ся, а наоборот, стал заме тно туп е ть. Г аргантюа учи л ся «три над цать
л е т, ше сть ме сяце в и д ве не д е л и , - и рони че ски п и ше т Р абл е , - и корол ь
Г рангузье , е го о те ц, стал заме чать, что е го сы н с каж д ы мд не мстанови тся
все туп е е и гл уп е е », а за п ятьл е т и три ме сяца Г аргантюа вы учи л азбуку в
обратном п оряд ке . В торой учи те л ь, гумани ст, старал ся разви вать
самосто яте л ьное мы шл е ни е у п ри нца, и это д ал о хо роши е ре зул ьтаты .
Г аргантюа в д ал ьне й ше м п о е хал обучаться в Пари ж , гд е п о се щ ал
би бл и о те ку, и зучал          разл и чны е    науки       и      развл е кал ся. Р абл е
п ро ти воп о ставл яе т стары й схол асти че ски й и но вы й гумани сти че ски й
ме тод ы в п е д агоги ке . Он счи тае т, что че л ове к д ол ж е н п о л учать
все сторонне е разви вающ е е образовани е , а не учи ть наи зусть це рко вны е
кни ги . Р абл е утве рж д ае т новы й гумани сти че ски й ме то д восп и тани я и
образо вани я. Г умани сты счи тал и , что че л о ве к д ол ж е н разви ваться
гармони чно .
         Р абл е кри ти куе т це рко вь и ре л и ги ю в сво е м ро мане . Он сравни вае т
мо нахо в с о бе зьянами , ко торы е не п ри носят ни како й п ол ьзы , а тол ько
«всюд у гад ят и все п о ртят». По е го мне ни ю, в монасты рь и д ут тол ько