ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
В произведениях писателей эпохи Возрождения нередко встречается
и фантастический элемент: в изображении действительности авторы
вводят фантастический «домысел», пользуются необычной фабулой,
рисующей превратности судьбы, чудесные капризы фортуны,
неожиданные и необычайные стечения обстоятельств. Этот прием обычно
используется в целях широкого синтетического обобщения, а в основе его
лежит народное, фольклорное происхождение (например , у Боккаччо,
Рабле и др .).
Необходимо отметить, что неодинаковые условия и темпы
экономического и социально-политического развития государств, как и
традиции национальной культуры, не могли не отразиться на многих
существеннейших особенностях проявления литературы эпохи
Возрождения каждого народа : обладая основными общими качествами,
литература Возрождения чрезвычайно многообразна и своеобычна в
тематике, жанрах, средствах художественной выразительности .
Передовые идеалы эпохи Возрождения были, конечно, далеки от их
практического осуществления. Проведение в жизнь этих идеалов часто
принимало уродливые формы. Так, борьба с феодально-церковной
моралью порой оборачивалась подчеркнутым аморализмом и
безудержным разгулом страстей – беспринципностью в политике и
культом наслаждения. Творческая активность превращалась в жажду
обогащения. Расширение географического кругозора и знание земли
положили начало колониальному закабалению гигантских материков.
Кроме того , многие завоевания гуманизма дались ценою огромных жертв,
так как представители феодально-церковной идеологии оказывали
ожесточенное сопротивление всему новому. Так, например , был введен
«Индекс запрещенных книг» , утверждена инквизиция и т.п.
В процессе исторического развития эпоха Возрождения постоянно
менялась, становилась все более бурной, неспокойной. Росло
экономическое и политическое соперничество европейских стран ,
ширилось движение религиозной Реформации. Растущее ощущение
дисгармоничности жизни, ее противоречивости , понимание трудностей
воплощения в ней идеалов гармонии, свободы , разума приводит в конце
концов к кризису ренессансной культуры. Поэтому в истории культуры
эпохи Возрождения в Западной Европе в целом и в каждой отдельно
взятой стране принято различать два основных этапа – раннее
Возрождение и позднее Возрождение.
Для раннего Возрождения, когда на смену средневековой духовной
закрепощенности человека приходит новая гуманистическая идеология с
ее верой в неограниченные возможности человека , характерны светлые
оптимистические тона, радужный взгляд на жизнь. Для этого этапа
Возрождения свойственно прославление прекрасного , свободного ,
гармонически развитого человека (в живописи Боттичелли, Леонардо да
Винчи , Рафаэля, Дюрера и др ., в произведениях Рабле, молодых поэтов
12 В пр ои зведен и ях пи с а тел ей эпохи Возрож ден и я н ер едко вс треча етс я и фа н та с ти чес ки й эл ем ен т: в и зоб ра ж ен и и дейс тви тел ьн ос ти а вторы вводят фа н та с ти чес ки й «дом ы с ел », пол ьзуютс я н еоб ы чн ой фа б ул ой, ри с ующ ей превра тн ос ти с удьб ы , чудес н ы е ка при зы фортун ы , н еож и да н н ы е и н еоб ы ча йн ы е с течен и я об с тоятел ьс тв. Этот при ем об ы чн о и с пол ьзуетс я в цел ях ш и роког о с и н тети чес ког о об об щ ен и я, а в ос н ове ег о л еж и т н а родн ое, фол ькл орн ое прои с хож ден и е (н а при м ер, у Бокка ччо, Р а б л е и др.). Н еоб ходи м о отм ети ть, что н еоди н а ковы е ус л ови я и тем пы экон ом и чес ког о и с оци а л ьн о-пол и ти чес ког о ра зви ти я г ос уда рс тв, ка к и тра ди ци и н а ци он а л ьн ой кул ьтуры , н е м ог л и н е отр а зи тьс я н а м н ог их с ущ ес твен н ейш и х ос об ен н ос тях проявл ен и я л и тера туры эпохи Возрож ден и я ка ж дог о н а р ода : об л а да я ос н овн ы м и об щ и м и ка чес тва м и , л и тер а тур а Возр ож ден и я чр езвы ча йн о м н ог ооб ра зн а и с воеоб ы чн а в тем а ти ке, ж а н р а х, с редс тва х худож ес твен н ой вы ра зи тел ьн ос ти . Пер едовы е и деа л ы эпохи Возр ож ден и я б ы л и , кон ечн о, да л еки от и х пра кти чес ког о ос ущ ес твл ен и я. Проведен и е в ж и зн ь эти х и деа л ов ча с то при н и м а л о уродл и вы е форм ы . Т а к, б ор ьб а с феода л ьн о-цер ковн ой м ора л ью порой об ор а чи ва л а с ь подчер кн уты м а м ора л и зм ом и б езудерж н ы м р а зг ул ом с тра с тей – б ес при н ци пн ос тью в пол и ти ке и кул ьтом н а с л а ж ден и я. Т ворчес ка я а кти вн ос ть превра щ а л а с ь в ж а ж ду об ог а щ ен и я. Р а с ш и рен и е г еог ра фи чес ког о кр уг озора и зн а н и е зем л и пол ож и л и н а ча л о кол он и а л ьн ом у за ка б а л ен и ю г иг а н тс ки х м а тери ков. Кром е тог о, м н ог и е за воева н и я гум а н и зм а да л и с ь цен ою ог ром н ы х ж ер тв, та к ка к пр едс та ви тел и феода л ьн о-цер ковн ой и деол ог и и ока зы ва л и ож ес точен н ое с опроти вл ен и е вс ем у н овом у. Т а к, н а при м ер, б ы л введен «И н декс за прещ ен н ы х кн и г », утвер ж ден а и н кви зи ци я и т.п. В процес с е и с тори чес ког о ра зви ти я эпоха Возрож ден и я пос тоян н о м ен ял а с ь, с та н ови л а с ь вс е б ол ее б урн ой, н ес покойн ой. Р ос л о экон ом и чес кое и пол и ти чес кое с оперн и чес тво европейс ки х с тра н , ш и ри л ос ь дви ж ен и е р ел и г и озн ой Р ефор м а ци и . Р а с тущ ее ощ ущ ен и е ди с г а рм он и чн ос ти ж и зн и , ее проти вор ечи вос ти , пон и м а н и е тр удн ос тей вопл ощ ен и я в н ей и деа л ов г а рм он и и , с воб оды , ра зум а при води т в кон це кон цов к кри зи с у р ен ес с а н с н ой кул ьтуры . Поэтом у в и с т ори и к ульт уры эпохи Возрож д ени я в За па д ной Европе в целом и в к а ж д ой от д ельно взят ой с т ра не при нят о ра зли ча т ь д ва ос новных эт а па – ра ннее Возрож д ени е и позд нее Возрож д ени е. Д л я р а н н его Возрож ден и я, ког да н а с м ен у с редн евековой духовн ой за кр епощ ен н ос ти чел овека при ходи т н ова я гум а н и с ти чес ка я и деол ог ия с ее верой в н еог р а н и чен н ы е возм ож н ос ти чел овека , ха ра ктер н ы с ветл ы е опти м и с ти чес ки е тон а , р а дуж н ы й взг л яд н а ж и зн ь. Д л я этог о эта па Возрож ден и я с войс твен н о прос л а вл ен и е пр екра с н ог о, с воб одн ог о, г а рм он и чес ки ра зви тог о чел овека (в ж и вопи с и Ботти чел л и , Леон а р до да Ви н чи , Р а фа эл я, Д юрера и др., в прои зведен и ях Р а б л е, м ол оды х поэтов