История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 10 стр.

UptoLike

Рубрика: 

10
Возрождения прославляли радости земной жизни, стремились познать
окружающий мир. Возникает материалистическое восприятие природы и
общества .
Третьей и главной особенностью культуры Возрождения является
ренессансный гуманизм. Центр внимания переносится на человеческую
личность. Деятели Ренессанса называли себя гуманистами (от лат. слова
humanus «человеческий»). Религия внушала отказ от радостей жизни, а
гуманисты , напротив, восхищались красотой мира. Они воспевали
природу, изображали радости и страдания людей. Художники писали
картины на религиозные сюжеты , но изображали на них своих
современников в обычных костюмах. Гуманистическая культура
удовлетворяла чисто человеческие, земные интересы. Гуманизм в эпоху
Возрождения был особым комплексом нравственно-философских
представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию,
образованию человека на основе преимущественного внимания не
прежним схоластическим знаниям , или к знаниям религиозным, а к
гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, философии.
Гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные,
в процессе формирования духовного облика личности главное внимание
уделяли словесности , а не какой-либо другой отрасли знания. Как писал
замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка ,
именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж
гуманитарных познаний в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.
Гуманизм был передовым идейным и культурным течением эпохи .
Идеалом гуманистов был всесторонне развитый человек , в котором все
прекрасно: душа и тело, мысли и чувства .
Эпоха Возрождения период расцвета не только гуманитарных
знаний, но также естественных наук . Последние явились неотъемлемой
частью гуманистической культуры, характерной особенностью которой
было стремление к универсальности , к охвату различных областей знания
и творчества . Именно гуманисты выдвинули идеал «универсального
человека», обладающего основными познаниями во всех областях
культуры.
Огромный идейный поворот, произведенный эпохой Возрождения во
всех областях культуры, получил блестящее выражение и в литературе. В
это время в литературе, как никогда раньше, дает о себе знать личностное
начало, что связано с высоким представлением писателей о своей миссии.
Именно в эпоху Возрождения стал возможен столь безграничный, по
истине всеевропейский авторитет отдельной личности , каким пользовался,
например , Эразм Роттердамский.
С новым по сравнению со Средними веками пониманием истории и
человека в эпоху Возрождения связано и появление новых тем , новых и
обновленных жанров (например , сонет - в поэзии, новелла, эссе, мемуары
в прозе), обогащение средств поэтической выразительности , создание
новой поэтики . Эта поэтика характеризуется обращением к реализму.
                                                 10

Возрож ден и я прос л а вл ял и ра дос ти зем н ой ж и зн и , с трем и л и с ь позн а ть
окр уж а ющ и й м и р. Возн и ка ет м а тери а л и с ти чес кое вос при яти е при роды и
об щ ес тва .
         Т рет ьей и гла вной ос обеннос т ью к ульт уры Возрож д ени я являет с я
ренес с а нс ный гума ни зм. Ц ен тр вн и м а н и я пер ен ос и тс я н а чел овечес кую
л и чн ос ть. Д еятел и Р ен ес с а н с а н а зы ва л и с еб я гум а н и с та м и (от л а т. с л ова
humanus – «чел овечес ки й»). Р ел и г          и я вн уш а л а отка з от ра дос тей ж и зн и , а
гум а н и с ты , н а проти в, вос хи щ а л и с ь кра с отой м и ра . О н и вос пева л и
при роду, и зоб ра ж а л и ра дос ти и с тра да н и я л юдей. Х удож н и ки пи с а л и
ка р ти н ы н а р ел и г    и озн ы е с юж еты , н о и зоб р а ж а л и н а н и х с вои х
с оврем ен н и ков в об ы чн ы х кос тюм а х. Гум а н и с ти чес ка я кул ьтур а
удовл етвор ял а чи с то чел овечес ки е, зем н ы е и н терес ы . Гум а н и зм в эпоху
Возрож ден и я б ы л           ос об ы м      ком пл екс ом       н ра вс твен н о-фи л ос офс ки х
предс та вл ен и й. О н и м ел н епос р едс твен н ое отн ош ен и е к вос пи та н и ю,
об ра зова н и ю чел овека н а ос н ове преи м ущ ес твен н ог                 о вн и м а н и я н е
преж н и м с хол а с ти чес ки м зн а н и ям , и л и к зн а н и ям р ел и г          и озн ы м , а к
гум а н и та рн ы м      ди с ци пл и н а м :    фи л ол ог ии,      и с тор и и ,      фи л ос офи и .
Гум а н и та рн ы е н а уки в это врем я с та л и цен и тьс я ка к с а м ы е ун и верс а л ьн ы е,
в процес с е фор м и рова н и я духовн ог         о об л и ка л и чн ос ти г   л а вн ое вн и м а н и е
удел ял и с л овес н ос ти , а н е ка кой-л и б о др уг     ой отра с л и зн а н и я. Ка к пи с а л
за м еча тел ьн ы й и та л ьян с ки й поэт Возрож ден и я Ф р а н чес ко Петр а рка ,
и м ен н о «чер ез с л ово чел овечес кое л и цо с та н ови тс я прекра с н ы м ». Пр ес ти ж
гум а н и та рн ы х позн а н и й в эпохуВозрож ден и я чрезвы ча йн о вы с ок.
         Г ума ни зм был перед овым и д ей ным и к ульт урным т ечени ем эпохи .
И д еа лом гума ни с т ов был вс ес т оронне ра зви т ый человек , в к от ором вс е
прек ра с но: д уша и т ело, мыс ли и чувс т ва .
         Эпоха Возрож ден и я – пери од р а с цвета н е тол ько г                    ум а н и та рн ы х
зн а н и й, н о та кж е ес тес твен н ы х н а ук. Пос л едн и е яви л и с ь н еотъем л ем ой
ча с тью гум а н и с ти чес кой кул ьтуры , ха ра ктерн ой ос об ен н ос тью которой
б ы л о с трем л ен и е к ун и вер с а л ьн ос ти , к охва ту ра зл и чн ы х об л а с тей зн а н и я
и творчес тва . И м ен н о гум а н и с ты вы дви н ул и и деа л «ун и верс а л ьн ог                  о
чел овека », об л а да ющ ег      о ос н овн ы м и позн а н и ям и во вс ех об л а с тях
кул ьтуры .
         Ог ром н ы й и дейн ы й повор от, прои зведен н ы й эпохой Возрож ден и я во
вс ех об л а с тях кул ьтур ы , пол учи л б л ес тящ ее вы ра ж ен и е и в л и тер а тур е. В
это врем я в л и тер а тур е, ка к н и ког     да р а н ьш е, да ет о с еб е зн а ть л и чн ос тн ое
н а ча л о, что с вяза н о с вы с оки м пр едс та вл ен и ем пи с а тел ей о с воей м и с с и и .
И м ен н о в эпоху Возрож ден и я с та л возм ож ен с тол ь б езг                   ра н и чн ы й, по
и с ти н е вс еевр опейс ки й а втори тет отдел ьн ой л и чн ос ти , ка ки м пол ьзова л с я,
н а при м ер , Эра зм Р оттерда м с ки й.
         С н овы м по с ра вн ен и ю с о С р едн и м и века м и пон и м а н и ем и с тори и и
чел овека в эпоху Возрож ден и я с вяза н о и появл ен и е н овы х тем , н овы х и
об н овл ен н ы х ж а н ров (н а пр и м ер, с он ет - в поэзи и , н овел л а , эс с е, м ем уа р ы –
в прозе), об ог      а щ ен и е с р едс тв поэти чес кой вы ра зи тел ьн ос ти , с озда н и е
н овой поэти ки . Эта поэти ка ха ра ктери зуетс я об ра щ ен и ем к р еа л и зм у.