История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

9
проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство.
Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной
атмосфере, характеризующейся свободой и мощью человека как земного ,
природного существа . Человек освобождается от религиозных и
феодальных оков, он ощущает себя теперь абсолютно свободным .
Революционные преобразования, происходившие в то время, создавали
иллюзию безграничных возможностей человека . Людям казалось, что они
могут абсолютно все, они стремились к великим делам. Ф .Энгельс дал
глубокую и яркую характеристику эпохи Возрождения и ее деятелей :
«эпоха , которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по
силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Эта эпоха породила многих великих людей. Они совершали далекие
опасные путешествия, участвовали в военных сражениях, были
многосторонне образованными, талантливыми, создавали прекрасные
произведения искусства . Величайшие деятели Возрождения, например :
Леонардо да Винчи , Рафаэль, Микеланджело, Данте, Шекспир, Сервантес
и другие. Это были всесторонне развитые личности . Например , Леонардо
да Винчи великий художник, инженер , архитектор, скульптор, ученый.
Из оптимистической убежденности в могуществе человека , его
способности к совершенствованию возникает желание и даже
необходимость соотносить поведение отдельного индивида , свое
собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности»,
рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в
западноевропейской культуре Возрождения очень важное центральное
движение, которое получило название «гуманизма».
Деятели Возрождения стремились создать новую культуру. Для
культуры Ренессанса характерны определенные особенности . Это, во-
первых, интерес к античности. Античное наследие не просто изучается в
это время, а «восстанавливается» и поэтому деятель эпохи Возрождения
придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и
публикации древних рукописей. Любителям древних литературных
памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем , что имеем возможность
читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей»,
комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Эрудиты Возрождения стремятся не только к знанию, а к
совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками.
Они основывают библиотеки , создают музеи , учреждают школы для
изучения классической древности , предпринимают специальные
путешествия. Деятели Возрождения изучали и стремились возродить
античную культуру. Писатели этой эпохи не повторяли античных авторов,
а на основе их художественного опыта создавали по существу новый мир
литературных образов, сюжетов, проблем . В античной литературе и
культуре они искали ответы на вопросы современности .
Во- вторых, это - критическое отношение к церкви и ее
служителям, борьба против духовной диктатуры церкви . Деятели
                                                 9

проявл ен и е б ы ти я, и м еющ ег           о с об с твен н ую цен н ос ть и дос тои н с тво.
С редн евековом у а с кети зм у н е н а ходи тс я м ес та в н овой духовн ой
а тм ос фере, ха р а ктери зующ ейс я с воб одой и м ощ ью чел овека ка к зем н ог                о,
при родн ог     о с ущ ес тва . Ч ел овек ос воб ож да етс я от рел и г                и озн ы х и
феода л ьн ы х оков, он ощ ущ а ет с еб я теперь а б с ол ютн о с воб одн ы м .
Р евол юци он н ы е преоб ра зова н и я, прои с ходи вш и е в то врем я, с озда ва л и
и л л юзи ю б езг     ра н и чн ы х возм ож н ос тей чел овека . Людям ка за л ос ь, что он и
м ог  ут а б с ол ютн о вс е, он и с трем и л и с ь к вел и ки м дел а м . Ф .Эн г        ел ьс да л
г л уб окую и яркую ха р а ктери с ти ку эпохи Возр ож ден и я и ее деятел ей:
«… эпоха , котора я н уж да л а с ь в ти та н а х и котора я пор оди л а ти та н ов по
с и л е м ы с л и , с тра с ти и ха ра ктер у, по м н ог   ос торон н ос ти и учен ос ти ».
         Эта эпоха пор оди л а м н ог         и х вел и ки х л юдей. О н и с оверш а л и да л еки е
опа с н ы е путеш ес тви я, уча с твова л и в воен н ы х с ра ж ен и ях, б ы л и
м н ог  ос торон н е об р а зова н н ы м и , та л а н тл и вы м и , с озда ва л и пр екр а с н ы е
прои зведен и я и с кус с тва . Вел и ча йш и е деятел и Возрож ден и я, н а пр и м ер:
Леон а рдо да Ви н чи , Р а фа эл ь, М и кел а н дж ел о, Д а н те, Ш екс пи р, С ерва н тес
и др уг   и е. Это б ы л и вс ес тор он н е ра зви ты е л и чн ос ти . Н а при м ер , Леон а рдо
да Ви н чи – вел и ки й худож н и к, и н ж ен ер, а рхи тектор, с кул ьптор, учен ы й.
И з опти м и с ти чес кой уб еж ден н ос ти в м огущ ес тве чел овека , ег                         о
с пос об н ос ти к с оверш ен с твова н и ю возн и ка ет ж ел а н и е и да ж е
н еоб ходи м ос ть с оотн ос и ть поведен и е отдел ьн ог                  о и н ди ви да , с вое
с об с твен н ое поведен и е с о с воеоб р а зн ы м об р а зцом «и деа л ьн ой л и чн ос ти »,
рож да етс я ж а ж да             с а м ос оверш ен с твова н и я. Т а к форм и р уетс я в
за па дн оевропейс кой кул ьтуре Возрож ден и я очен ь ва ж н ое цен тр а л ьн ое
дви ж ен и е, которое пол учи л о н а зва н и е «гум а н и зм а ».
         Д еятел и Возрож ден и я с тр ем и л и с ь с озда ть новую к ульт уру. Д л я
кул ьтуры Р ен ес с а н с а ха р а ктер н ы определ ен н ы е ос об ен н ос ти . Это, во-
первых, и нт ерес к а нт и чнос т и . А н ти чн ое н а с л еди е н е пр ос то и зуча етс я в
это врем я, а «вос с та н а вл и ва етс я» – и поэтом у деятел ь эпохи Возрож ден и я
при да ют б ол ьш ое зн а чен и е откры ти ю, с об и р а н и ю, с б ереж ен и ю и
пуб л и ка ци и древн и х р укопи с ей. Люб и тел ям др евн и х л и тер а тур н ы х
па м ятн и ков эпохи Р ен ес с а н с а м ы об яза н ы тем , что и м еем возм ож н ос ть
чи та ть с ег   одн я пи с ьм а Ц и церон а и л и поэм у Лукр еци я «О при роде вещ ей»,
ком еди и Пл а вта и л и ром а н Лон г         а «Д а фн и с и Х л оя».
         Эр уди ты Возрож ден и я с трем ятс я н е тол ько к зн а н и ю, а к
с оверш ен с твова н и ю вл а ден и я л а ти н с ки м , а за тем и г        р ечес ки м язы ка м и .
О н и ос н овы ва ют б и б л и отеки , с озда ют м узеи , учреж да ют ш кол ы дл я
и зучен и я кл а с с и чес кой древн ос ти , предпри н и м а ют с пеци а л ьн ы е
путеш ес тви я. Д еятел и Возрож ден и я и зуча л и и с тр ем и л и с ь возр оди ть
а н ти чн ую кул ьтур у. Пи с а тел и этой эпохи н е повтор ял и а н ти чн ы х а второв,
а н а ос н ове и х худож ес твен н ог         о опы та с озда ва л и по с ущ ес тву н овы й м и р
л и тер а тур н ы х об р а зов, с юж етов, проб л ем . В а н ти чн ой л и тер а тур е и
кул ьтуре он и и с ка л и ответы н а вопрос ы с оврем ен н ос ти .
         Во-вт орых, эт о - к ри т и чес к ое от ношени е к церк ви и ее
с луж и т елям, борьба прот и в д уховной д и к т а т уры церк ви . Д еятел и