ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
феодальной раздробленности церковь занимала особое место. В обществе
в то время царил беспорядок, отсутствовала централизованная власть, а
церковь имела строгую систему, единое твердое учение, мощные средства
пропаганды , она контролировала духовную жизнь общества .
Авторитет церкви был очень высок также потому, что она имела
свой единый язык. Европейские варварские народы говорили на разных
языках и наречиях, и это мешало их взаимопониманию, культурным и
торговым связям . Церковь же обладала международным «священным»
языком – латынью .
В феодальном обществе церковь защищала и поддерживала власть
феодалов, и сама владела землей. Поэтому она имела огромную
политическую и экономическую силу,и не признавала над собой светской
власти . Церковь стремилась сама управлять государствами, влиять на
политику, на королей.
Это было возможно еще и потому, что в средние века церковь была
единственным очагом образования. Только служители церкви получали
образование в школах при монастырях, здесь были богатые библиотеки . В
церковных школах изучали грамматику, риторику, диалектику, геометрию,
арифметику, астрономию, музыку. Однако во всех науках выше всего
ставились авторитеты священного писания и отцов церкви . Главные
усилия науки были направлены на познания бога .
Религиозные философы разработали в 4-5 вв. одну из главных идей
церкви – идею аскетизма. Аскетизм предполагает равнодушие к мирским
благам и покорность всякой земной власти . Земное существование, согласно
этой идее, ничтожно по сравнению с вечной загробной жизнью . При этом
утверждается, что чем больше человек безропотно страдает на земле, тем
больше у него шансов получить вечное блаженство после смерти .
Церковь оказала огромное влияние на начальное развитие
средневековой литературы. Возникали специальные литературные жанры
церковного происхождения: религиозные гимны, духовные стихи , жития
святых, проповеди , покаянные книги , видения загробной жизни, культовая
драма. Античность стала образцом и материалом для создания новой
культуры. Латинский язык был официальным языком государственных
актов. Варварские народы использовали достижения античной науки . Это
был единственный источник знаний. В средневековую литературу вошли
сюжеты и образы из античной литературы.
В развитии средневековой литературы можно выделить
2 больших периода – период литературы разложения родового
строя и зарождения феодальных отношений (примерно до конца 10 в .)
и период литературы развитого феодализма (11-15 вв.). Литература
первого периода представлена литературными памятниками кельтов,
скандинавов, англосаксов. Литература этого периода довольно однородна
по составу и представляет единое целое.
В дальнейшем в литературе возникают различные направления. До
13 века можно выделить три параллельно развивающихся потока :
3 феода льн ой ра здроблен н ос ти ц ер ковь за н и м а ла ос обое м ес то. В общес тве в то врем я ц а ри л бес порядок, отс утс твова ла ц ен тра ли зова н н а я вла с ть, а ц ерковь и м ела с трогую с и с тем у, еди н ое твер дое уч ен и е, м ощн ы е с редс тва пропа га н ды , он а кон троли рова ла духовн ую жи зн ь общес тва . А втори тет ц еркви бы л оч ен ь вы с ок та кже потом у, ч то он а и м ела с вой еди н ы й язы к. Европейс ки е ва рва р с ки е н а роды говори ли н а р а зн ы х язы ка х и н а р еч и ях, и это м еша ло и х вза и м опон и м а н и ю , культурн ы м и торговы м с вязям . Ц ер ковь же обла да ла м еждун а р одн ы м « с вящен н ы м » язы ком – ла ты н ью . В феода льн ом общес тве ц ер ковь за щи ща ла и поддержи ва ла вла с ть феода лов, и с а м а вла дела зем лей. П оэтом у он а и м ела огром н ую поли ти ч ес кую и экон ом и ч ес кую с и лу,и н е при зн а ва ла н а д с обой с ветс кой вла с ти . Ц ерковь с тр ем и ла с ь с а м а упр а влять гос уда р с тва м и , вли ять н а поли ти ку, н а королей. Э то бы ло возм ожн о еще и потом у, ч то в с редн и е века ц ерковь бы ла еди н с твен н ы м оч а гом обр а зова н и я. Только с лужи тели ц ер кви получ а ли обра зова н и е в школа х при м он а с ты рях, здес ь бы ли бога ты е би бли отеки . В ц ерковн ы х школа х и зуч а ли гр а м м а ти ку, ри тори ку, ди а лекти ку, геом етри ю , а р и фм ети ку, а с трон ом и ю , м узы ку. Одн а ко во вс ех н а ука х вы ше вс его с та ви ли с ь а втори теты с вящен н ого пи с а н и я и отц ов ц еркви . Гла вн ы е ус и ли я н а уки бы ли н а пра влен ы н а позн а н и я бога . Р ели ги озн ы е фи лос офы ра зра бота ли в 4-5 вв. одн у и з гла вн ы х и дей ц еркви – и дею а с кети зм а . Ас кети зм предпола га ет ра вн одуши е к м и рс ки м бла га м и покорн ос ть вс якой зем н ой вла с ти . Зем н ое с ущес твова н и е, с огла с н о этой и дее, н и ч тожн о по с ра вн ен и ю с веч н ой за гробн ой жи зн ью . П ри этом утвержда етс я, ч то ч ем больше ч еловек безропотн о с тра да ет н а зем ле, тем больше у н его ша н с ов получ и ть веч н ое бла жен с тво пос ле с м ерти . Ц ер ковь ока за ла огром н ое вли ян и е н а н а ч а льн ое р а зви ти е с р едн евековой ли тер а тур ы . Возн и ка ли с пец и а льн ы е ли тера турн ы е жа н ры ц ерковн ого прои с хожден и я: рели ги озн ы е ги м н ы , духовн ы е с ти хи , жи ти я с вяты х, проповеди , пока ян н ы е кн и ги , ви ден и я за гробн ой жи зн и , культова я дра м а . А нт и ч ност ь с та ла обра зц ом и м а тери а лом для с озда н и я н овой культуры . Л а ти н с ки й язы к бы л офи ц и а льн ы м язы ком гос уда рс твен н ы х а ктов. Ва р ва р с ки е н а роды и с пользова ли дос ти жен и я а н ти ч н ой н а уки . Э то бы л еди н с твен н ы й и с точ н и к зн а н и й. В с р едн евековую ли тера тур у вошли с ю жеты и обра зы и з а н ти ч н ой ли тера туры . В р а зви ти и с р едн евековой ли тера тур ы м ожн о вы дели ть 2 больш и х пери ода – пери од ли т ерат уры разлож ени я родов ого ст роя и зарож дени я феодальных от нош ени й (при м ерно до конц а 10 в .) и пери од ли т ерат уры разв и т ого феодали зм а (11-15 в в .). Л и тера тура первого пери ода предс та влен а ли тера турн ы м и па м ятн и ка м и кельтов, с ка н ди н а вов, а н глос а кс ов. Л и тера тур а этого пери ода довольн о одн ор одн а по с ос та ву и предс та вляет еди н ое ц елое. В да льн ейшем в ли тер а туре возн и ка ю т ра зли ч н ы е н а пра влен и я. До 13 века м ожн о вы дели ть три па ра ллельн о ра зви ва ю щи хс я потока :