ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
Сид в какой-то мере является носителем государственного сознания, он
представляет интересы всего народа , всей страны. По этой же причине Сид
ищет не мести оскорбителям своей чести , а законного их наказания и
возмещения морального и материального ущерба. Сид показан в поэме
также как заботливый хозяин в своих владениях, в своем войске.
Например , он обещает щедро вознаградить воинов, ставших под его
знамена: «Молю Бога , Небесного Отца , чтобы всем вам, которые оставили
ради меня дома и наследственное имущество, я мог до смерти сделать
сколько-нибудь добра – воздать вдвойне за то, что вы потеряли». Сид –
хороший семьянин , нежный отец и муж . В отличие от французского эпоса,
семейная тематика в испанском эпосе играет важную роль. Семейные,
родственные чувства выступают в поэме часто на первый план . Так,
например , трогательно описываются заботы Сида о семье , прощание с нею
перед выездом : донья Химена, жена Сида «как ноготь от мяса от него
оторвалась». В другом эпизоде поэмы Сид предлагает жене и дочерям
наблюдать за сражением у стен Валенсии, чтобы увидеть, как он
воинскими трудами добывает их благополучие. Глубоки переживания
Сида и в связи с неудачным браком его дочерей.
Сид в поэме наделен чертами идеального эпического героя. В его
образе отразились народные мечты о мудром , добром и справедливом
правителе. Испанский героический эпос имел большое значение для
дальнейшего развития испанской и мировой литературы.
Литература периода развитого феодализма (XI-XV вв.).
Рыцарская литература
Героический эпос отражал народное сознание на ранней стадии
становления государственности . Параллельно с ним и немного позднее
развивается
рыцарский эпос, рыцарская литература
. В XII-XIII вв. в
период развитого феодализма окончательно складывается сословие рыцарей.
К этому сословию принадлежали знатные феодалы. У рыцарей выработались
свои обычаи, неписаные правила поведения, особый кодекс сословной
рыцарской чести . Рыцарь должен был быть смелым , справедливым , честным ,
щедрым ; он должен защищать христианскую церковь от «неверных»,
хранить верность своему сюзерену, помогать слабым и беззащитным . В
кодексе рыцарской чести был закреплен идеал честного вассала и воина,
каким должен быть знатный феодал. Эти требования к идеальному рыцарю
как бы «освящали», идеологически обосновывали его право на
господствующее положение в обществе. С начала 10-11 вв. рыцари были
неграмотны, это считалось уделом священников. Рыцарь считал позором для
себя уметь читать и подписывать свое имя. Вообще реальные рыцари,
занимавшиеся грабительскими междоусобными войнами, часто не
соответствовали идеалу.
Постепенно с подъемом городов, возникновением светских школ ,
университетов (1200 г. – Парижский университет), развитием науки ,
культуры жизнь рыцарей изменяется. Многие крупные феодалы окружают
11 С и д в ка кой-то м ер е явл яетс я н ос и тел ем г ос уда р с твен н ого с озн а н и я, он предс та вл яет и н тер ес ы вс ег о н а рода , вс ей с тр а н ы . По этой ж е при чи н е С и д и щ ет н е м ес ти ос кор б и тел ям с воей чес ти , а за кон н ог о и х н а ка за н и я и возм ещ ен и я м ора л ьн ог о и м а тер и а л ьн ог о ущ ер б а . С и д пока за н в поэм е та кж е ка к за б отл и вы й хозяи н в с вои х вл а ден и ях, в с воем войс ке. Н а пр и м ер , он об ещ а ет щ едро возн а г ра ди ть вои н ов, с та вш и х под ег о зн а м ен а : «М ол ю Бог а , Н еб ес н ого О тца , чтоб ы вс ем ва м , котор ы е ос та ви л и р а ди м ен я дом а и н а с л едс твен н ое и м ущ ес тво, я м огдо с м ерти с дел а ть с кол ько-н и б удь доб ра – возда ть вдвойн е за то, что вы потерял и ». С и д – хор ош и й с ем ьян и н , н еж н ы й отец и м уж . В отл и чи е от фр а н цузс ког о эпос а , с ем ейн а я тем а ти ка в и с па н с ком эпос е и г ра ет ва ж н ую р ол ь. С ем ейн ы е, р одс твен н ы е чувс тва вы с тупа ют в поэм е ча с то н а первы й пл а н . Т а к, н а при м ер, трог а тел ьн о опи с ы ва ютс я за б оты С и да о с ем ье, прощ а н и е с н ею пер ед вы ездом : дон ья Х и м ен а , ж ен а С и да «ка к н ог оть от м яс а от н ег о отор ва л а с ь». В друг ом эпи зоде поэм ы С и д предл а г а ет ж ен е и дочерям н а б л юда ть за с р а ж ен и ем у с тен Ва л ен с и и , чтоб ы уви деть, ка к он вои н с ки м и труда м и доб ы ва ет и х б л а г опол учи е. Гл уб оки пер еж и ва н и я С и да и в с вязи с н еуда чн ы м б ра ком ег о дочерей. С и д в поэм е н а дел ен чер та м и и деа л ьн ог о эпи чес ког о героя. В ег о об р а зе отр а зи л и с ь н а родн ы е м ечты о м удром , доб р ом и с пра ведл и вом пра ви тел е. И с па н с ки й г ерои чес ки й эпос и м ел б ол ьш ое зн а чен и е дл я да л ьн ейш ег о р а зви ти я и с па н с кой и м и р овой л и тер а тур ы . Л ите р а тур а п е р ио да р а звито го фе о да лизма (XI-XV вв.). Р ыца р ска я лите р а тур а Герои чес ки й эпос отра ж а л н а родн ое с озн а н и е н а ра н н ей с та ди и с та н овл ен и я г ос уда рс твен н ос ти . Па ра л л ел ьн о с н и м и н ем н ог о поздн ее ра зви ва етс я рыц арски й эпос, рыц арская ли т ерат ура. В XII-XIII вв. в пери одра зви тог о феода л и зм а окон ча тел ьн о с кл а ды ва етс я с ос л ови е ры ца рей. К этом ус ос л ови ю при н а дл еж а л и зн а тн ы е феода л ы . У ры ца рей вы ра б ота л и с ь с вои об ы ча и , н епи с а н ы е пра ви л а поведен и я, ос об ы й кодекс с ос л овн ой ры ца рс кой чес ти . Р ы ца рь дол ж ен б ы л б ы ть с м ел ы м , с пра ведл и вы м , чес тн ы м , щ едры м ; он дол ж ен за щ и щ а ть хри с ти а н с кую церковь от «н еверн ы х», хра н и ть верн ос ть с воем у с юзерен у, пом ог а ть с л а б ы м и б езза щ и тн ы м . В кодекс е ры ца рс кой чес ти б ы л за крепл ен и деа л чес тн ог о ва с с а л а и вои н а , ка ки м дол ж ен б ы ть зн а тн ы й феода л . Эти треб ова н и я к и деа л ьн ом у ры ца рю ка к б ы «ос вящ а л и », и деол ог и чес ки об ос н овы ва л и ег о пра во н а г ос подс твующ ее пол ож ен и е в об щ ес тве. С н а ча л а 10-11 вв. ры ца ри б ы л и н ег ра м отн ы , это с чи та л ос ь удел ом с вящ ен н и ков. Р ы ца рь с чи та л позором дл я с еб я ум еть чи та ть и подпи с ы ва ть с вое и м я. Вооб щ е реа л ьн ы е ры ца ри , за н и м а вш и ес я г ра б и тел ьс ки м и м еж доус об н ы м и войн а м и , ча с то н е с оответс твова л и и деа л у. Пос тепен н о с подъем ом г ородов, возн и кн овен и ем с ветс ки х ш кол , ун и вер с и тетов (1200 г . – Па ри ж с ки й ун и верс и тет), р а зви ти ем н а уки , кул ьтуры ж и зн ь ры ца рей и зм ен яетс я. М н ог и е крупн ы е феода л ы окруж а ют
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »