История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 12 стр.

UptoLike

Рубрика: 

12
себя пышным двором . При дворе были приняты хорошие манеры,
красивые наряды , занятия музыкой и поэзией. Здесь формируется новый
морально-эстетический идеал рыцарства и зарождается светская культура.
К рыцарскому идеалу добавляется новое требование куртуазности
(куртуазия от франц. с our двор). Рыцарь должен быть учтивым , изящным ,
уметь вести себя в обществе, уметь нежно чувствовать и выражать свои
чувства . Воспитание рыцаря включает теперь обучение светскому
обхождению, танцам, пению, музыке, стихосложению. Возникает салонная
культура. Появляются светские салоны с культом хозяйки дома. В таких
условиях возникает интерес к человеческим чувствам , возникает культ
любви , ее идеализация. Хозяйки светских салонов держат на службе
певцов и поэтов, сочиняющих стихи в их честь.
В такой атмосфере развивается рыцарская лирическая поэзия. Задача
рыцарской литературы светско-развлекательная. Язык рыцарской поэзии
изящный, изысканный. Рыцарская литература проявила себя в основном в
лирике и в романе.
Куртуазная поэзия развивается раньше всего на юге Франции в
Провансе (провансальская поэзия). В XI в. Прованс был независимой,
экономически наиболее развитой областью Франции. Аристократические
круги жили очень богато. Роскошь придворной жизни, жизнерадостность,
тяга к образованию послужили причиной развития рыцарской лирики .
Здесь на основе латыни сложился свой самостоятельный провансальский
язык. Куртуазная поэзия возникла на базе народной песенной поэзии и
тесно связана с музыкой. Поэты называли себя трубадурами (от слова
trobar находить, искать). Они изыскивали разные формы для своих песен
и стихов, упорно работали над стилем , благозвучием , создали сложную
систему рифм . Для них процесс творчества был подобен мастерству, они
выковывали, обрабатывали, отделывали свои стихи . Трубадуры
разработали различные жанры лирики . Главнейшими из них являются:
кансона - (т.е. любовная песня);
сирвента - (стихотворение на политическую тему);
тенсона (т.е. прение) стихотворение, построенное в форме
диалога - спора между двумя поэтами на какую - нибудь моральную или
литературную тему;
пасторела стихотворение, изображающее встречу рыцаря и
пастушки . (Рыцарь на лоне природы встречает пастушку, начинает за ней
ухаживать, и либо она уступает ему, после чего он сразу забывает о ней и
уезжает, либо она дает отпор ему и зовет на помощь своего дружка и
односельчан , которые прибегают с вилами и дубинками и заставляют
рыцаря отступить);
альба песнь утренней зари. (Рыцарь в сопровождении друга или
оруженосца едет на тайное свидание с замужней дамой. В то время, как он
наслаждается любовью , друг всю ночь стоит на страже и под утро поет
песнь рассвета , чтобы разбудить рыцаря и он успел вовремя покинуть
возлюбленную ).
                                                12

с еб я пы ш н ы м двором . Пр и двор е б ы л и при н яты хорош и е м а н еры ,
кра с и вы е н а ряды , за н яти я м узы кой и поэзи ей. З дес ь фор м и руетс я н овы й
м ор а л ьн о-эс тети чес ки й и деа л ры ца рс тва и за рож да етс я с ветс ка я кул ьтура .
К ры ца рс ком у и деа л у доб а вл яетс я н овое тр еб ова н и е – куртуа зн ос ти
(кур туа зи я от фра н ц. с our двор ). Р ы ца рь дол ж ен б ы ть учти вы м , и зящ н ы м ,
ум еть вес ти с еб я в об щ ес тве, ум еть н еж н о чувс твова ть и вы ра ж а ть с вои
чувс тва . Вос пи та н и е р ы ца ря вкл юча ет тепер ь об учен и е с ветс ком у
об хож ден и ю, та н ца м , пен и ю, м узы ке, с ти хос л ож ен и ю. Возн и ка ет с а л он н а я
кул ьтура . Появл яютс я с ветс ки е с а л он ы с кул ьтом хозяйки дом а . В та ки х
ус л ови ях возн и ка ет и н терес к чел овечес ки м чувс тва м , возн и ка ет кул ьт
л юб ви , ее и деа л и за ци я. Х озяйки с ветс ки х с а л он ов держ а т н а с л уж б е
певцов и поэтов, с очи н яющ и х с ти хи в и х чес ть.
          В та кой а тм ос фер е ра зви ва етс я ры ца р с ка я л и ри чес ка я поэзи я. З а да ча
р ы ца р с кой л и тер а тур ы – с ветс ко-ра звл ека тел ьн а я. Я зы к ры ца р с кой поэзи и
и зящ н ы й, и зы с ка н н ы й. Р ы ца р с ка я л и тер а тур а прояви л а с еб я в ос н овн ом в
л и ри ке и в ром а н е.
          Курт уазная поэзи я р а зви ва етс я р а н ьш е вс ег         о н а юг   е Ф р а н ци и в
Пр ова н с е (прова н с а л ьс ка я поэзи я). В XI в. Прова н с б ы л н еза ви с и м ой,
экон ом и чес ки н а и б ол ее ра зви той об л а с тью Ф ра н ци и . А р и с токр а ти чес ки е
круг    и ж и л и очен ь б ог а то. Р ос кош ь при двор н ой ж и зн и , ж и зн ера дос тн ос ть,
тяг  а к об ра зова н и ю пос л уж и л и пр и чи н ой ра зви ти я р ы ца р с кой л и ри ки .
З дес ь н а ос н ове л а ты н и с л ож и л с я с вой с а м ос тоятел ьн ы й прова н с а л ьс ки й
язы к. Кур туа зн а я поэзи я возн и кл а н а б а зе н а р одн ой пес ен н ой поэзи и и
тес н о с вяза н а с м узы кой. Поэты н а зы ва л и с еб я т руб адурам и (от с л ова
trobar – н а ходи ть, и с ка ть). О н и и зы с ки ва л и р а зн ы е фор м ы дл я с вои х пес ен
и с ти хов, упор н о р а б ота л и н а д с ти л ем , б л а г    озвучи ем , с озда л и с л ож н ую
с и с тем у ри фм . Д л я н и х процес с твор чес тва б ы л подоб ен м а с тер с тву, он и
вы ковы ва л и , об ра б а ты ва л и , отдел ы ва л и с вои с ти хи . Т р уб а дуры
р а зра б ота л и ра зл и чн ы е ж а н р ы л и ри ки . Гл а вн ейш и м и и з н и х явл яютс я:
          кансона - (т.е. л юб овн а я пес н я);
          си рв ент а - (с ти хотворен и е н а пол и ти чес кую тем у);
          т енсона (т.е. пр ен и е) – с ти хотворен и е, пос троен н ое в форм е
ди а л ог  а -с пора м еж ду двум я поэта м и н а ка кую-н и б удь м ор а л ьн ую и л и
л и тера турн ую тем у;
          паст орела – с ти хотворен и е, и зоб ра ж а ющ ее вс тр ечу ры ца р я и
па с туш ки . (Р ы ца р ь н а л он е при роды вс тр еча ет па с туш ку, н а чи н а ет за н ей
уха ж и ва ть, и л и б о он а ус тупа ет ем у, пос л е чег       о он с ра зу за б ы ва ет о н ей и
уезж а ет, л и б о он а да ет отпор ем у и зовет н а пом ощ ь с воег                 о друж ка и
одн ос ел ьча н , котор ы е пр и б ег      а ют с ви л а м и и дуб и н ка м и и за с та вл яют
р ы ца р я отс тупи ть);
          альб а – пес н ь утрен н ей за ри . (Р ы ца рь в с опровож ден и и др уг           а или
оруж ен ос ца едет н а та йн ое с ви да н и е с за м уж н ей да м ой. В то врем я, ка к он
н а с л а ж да етс я л юб овью, другвс ю н очь с тои т н а с тр а ж е и под утро поет
пес н ь ра с с вета , чтоб ы ра зб уди ть р ы ца р я и он ус пел вовр ем я поки н уть
возл юб л ен н ую).