История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 17 стр.

UptoLike

Рубрика: 

17
удалиться в изгнание. Тристан уезжает и в далекой стране, надеясь забыть
свою любимую , женится на другой Изольде Белорукой. Однако он не
может заглушить единственную любовь, царящую в его сердце. Однажды
получив смертельную рану, Тристан посылает друга за своей любимой,
которая одна лишь может исцелить его . Он просит поставить белый парус ,
если Изольда согласится приехать. Но жена Тристана из ревности говорит
ему, что парус на корабле черный, и он умирает, так и не увидев свою
возлюбленную . Изольда Белокурая не в силах вынести потерю любимого ,
также умирает.
Этот роман поражает исключительно трагичной ситуацией, в
которую поставлены герои . Их чувство противоречит моральным устоям
общества . Возникает резкий конфликт между чувствами героев и всеми
законами феодально-рыцарского общества , в романе раскрываются
противоречия, лежащие в основе этого общества . Тристан страдает от
мучительного сознания безысходного противоречия между его страстью и
моральными устоями всего общества , обязательными для него . Тристан
понимает беззаконность своей любви , которая наносит глубокое
оскорбление королю Марку, наделенному в романе великодушием и
благородством . Тристан и король Марк являются жертвами феодально-
рыцарского «общественного мнения». Марк не хотел жениться на Изольде ,
а сделал это в угоду своим придворным . Женившись же, он не был склонен
к подозрительности и ревности и продолжал любить Тристана по-
прежнему. Но он все время вынужден уступать доносчикам -баронам,
которые указывают ему на то, что страдает его рыцарская честь, и грозят
восстанием . Тем не менее, король Марк всегда готов простить виновных, и
от его доброты нравственные страдания Тристана и Изольды еще
усиливаются.
Отношение автора к конфликту Тристана и Изольды с окружающим
миром двойственное. С одной стороны, он признает правоту
господствующей морали, заставляя героев страдать от осознания вины.
Все повествование проникнуто стихией страдания. Тристан и Изольда
сознают трагическую безысходность своей любви . Они то безумно
предаются страсти , то борются с ней. Но вместе с тем автор не скрывает и
своего сочувствия этой любви , он изображает в положительных тонах всех
помощников влюбленных и радуется неудачам их противников. Он
оправдывает своих героев вводя фантастический мотив любовного
напитка . Любовный напиток это оправдание и символ их судьбы. Не
отвергая открыто гнет и предрассудки феодально-рыцарского общества ,
автор внутренне ощущает его неправоту и насилие над личностью . Роман
наполнен идеей гуманности , автор прославляет любовь, которая сильнее
смерти , и не желает считаться ни с установленной феодальной
общественной иерархией, ни с законами католической церкви .
Интересно, что любовь в романе лишена идеальности , куртуазности .
Изольда для Тристана не предмет поклонения и обожествления. Их любовь
                                                 17

уда л и тьс я в и зг  н а н и е. Т ри с та н уезж а ет и в да л екой с тра н е, н а деяс ь за б ы ть
с вою л юб и м ую, ж ен и тс я н а друг          ой И зол ьде – Бел ор укой. О дн а ко он н е
м ож ет за г  л уш и ть еди н с твен н ую л юб овь, ца рящ ую в ег            о с ер дце. О дн а ж ды
пол учи в с м ертел ьн ую ра н у, Т ри с та н пос ы л а ет др уг           а за с воей л юб и м ой,
котора я одн а л и ш ь м ож ет и с цел и ть ег        о. О н пр ос и т пос та ви ть б ел ы й па р ус ,
ес л и И зол ьда с ог    л а с и тс я при еха ть. Н о ж ен а Т ри с та н а и з р евн ос ти г   овори т
ем у, что па рус н а кора б л е чер н ы й, и он ум и ра ет, та к и н е уви дев с вою
возл юб л ен н ую. И зол ьда Бел окура я н е в с и л а х вы н ес ти потерю л юб и м ог               о,
та кж е ум и ра ет.
         Этот р ом а н пора ж а ет и с кл ючи тел ьн о тра г               и чн ой с и туа ци ей, в
которую пос та вл ен ы г          ер ои . И х чувс тво проти воречи т м ор а л ьн ы м ус тоям
об щ ес тва . Возн и ка ет резки й кон фл и кт м еж ду чувс тва м и г               ероев и вс ем и
за кон а м и феода л ьн о-ры ца р с ког         о об щ ес тва , в ром а н е ра с кры ва ютс я
проти воречи я, л еж а щ и е в ос н ове этог             о об щ ес тва . Т ри с та н с тр а да ет от
м учи тел ьн ог   о с озн а н и я б езы с ходн ог   о проти воречи я м еж дуег         о с тра с тью и
м ор а л ьн ы м и ус тоям и вс ег       о об щ ес тва , об яза тел ьн ы м и дл я н ег    о. Т ри с та н
пон и м а ет б езза кон н ос ть с воей л юб ви , котора я н а н ос и т г                     л уб окое
ос корб л ен и е корол ю М а рку, н а дел ен н ом у в р ом а н е вел и кодуш и ем и
благ   ородс твом . Т р и с та н и кор ол ь М а рк явл яютс я ж ер тва м и феода л ьн о-
р ы ца р с ког о «об щ ес твен н ог     о м н ен и я». М а р к н е хотел ж ен и тьс я н а И зол ьде,
а с дел а л это в уг   одус вои м при дворн ы м . Ж ен и вш и с ь ж е, он н е б ы л с кл он ен
к подозри тел ьн ос ти и ревн ос ти и продол ж а л л юб и ть Т ри с та н а по-
преж н ем у. Н о он вс е вр ем я вы н уж ден ус тупа ть дон ос чи ка м -б а рон а м ,
которы е ука зы ва ют ем у н а то, что с тра да ет ег             о ры ца рс ка я чес ть, и г    розят
вос с та н и ем . Т ем н е м ен ее, корол ь М а рк вс ег       да г отов прос ти ть ви н овн ы х, и
от ег    о доб роты н р а вс твен н ы е с тра да н и я Т р и с та н а и И зол ьды ещ е
ус и л и ва ютс я.
         О тн ош ен и е а втора к кон фл и кту Т ри с та н а и И зол ьды с окр уж а ющ и м
м и р ом двойс твен н ое. С                 одн ой с торон ы , он пр и зн а ет пр а воту
г ос подс твующ ей м ор а л и , за с та вл яя г        ер оев с тра да ть от ос озн а н и я ви н ы .
Вс е повес твова н и е прон и кн уто с ти хи ей с тр а да н и я. Т р и с та н и И зол ьда
с озн а ют тр а г   и чес кую б езы с ходн ос ть с воей л юб ви . О н и то б езум н о
преда ютс я с тр а с ти , то б ор ютс я с н ей. Н о вм ес те с тем а втор н е с кр ы ва ет и
с воег  о с очувс тви я этой л юб ви , он и зоб ра ж а ет в пол ож и тел ьн ы х тон а х вс ех
пом ощ н и ков вл юб л ен н ы х и ра дуетс я н еуда ча м и х пр оти вн и ков. О н
опра вды ва ет с вои х г           ероев вводя фа н та с ти чес ки й м оти в л юб овн ог              о
н а пи тка . Люб овн ы й н а пи ток – это опра вда н и е и с и м вол и х с удьб ы . Н е
отвер г   а я откр ы то г     н ет и предр а с с удки феода л ьн о-ры ца рс ког         о об щ ес тва ,
а втор вн утрен н е ощ ущ а ет ег          о н епра воту и н а с и л и е н а д л и чн ос тью. Р ом а н
н а пол н ен и деей г      ум а н н ос ти , а втор пр ос л а вл яет л юб овь, котора я с и л ьн ее
с м ерти , и н е ж ел а ет с чи та тьс я н и с ус та н овл ен н ой феода л ьн ой
об щ ес твен н ой и ер а рхи ей, н и с за кон а м и ка тол и чес кой церкви .
         И н терес н о, что л юб овь в ром а н е л и ш ен а и деа л ьн ос ти , кур туа зн ос ти .
И зол ьда дл я Т ри с та н а н е пр едм ет покл он ен и я и об ож ес твл ен и я. И х л юб овь